“Professionalism is important whether you work in the Church or in secular organizations” 17.04.2024 21:39
Church Treasurer Elena Blinova debunks myths about church finances. Part 1 Elena Blinova
I regarded this role as my calling to serve the Church, and I have never entertained the idea of looking for a different job or discontinuing this ministry. >>>
The Standing of St. Mary 16.04.2024 23:50
This text can give hope even to those who think they are in desperate straits, and to those who do not believe that they are capable of worthily finishing the fast and greeting the Resurrection of Christ. >>>
On the Main Danger of the Passion of Lust 16.04.2024 21:48
Metropolitan Onuphry (Berezovsky)
His Beatitude Metropolitan Onuphry of the Ukrainian Orthodox Church on the eve of the Thursday of the Great Canon gave a word about the passion of lust. >>>
The Priest’s Wife From Haiti: “We pray that God will help our country” 15.04.2024 21:04
Matushka Rose Legouté
We believe that God will reestablish His authority in Haiti. We have confidence that we will survive. We are praying for support from our friends so we can face this situation with their help. >>>
Mount Athos: Tears in Silent Gardens 15.04.2024 02:13
A Visit to St. Silouan the Athonite Andrey Gidaspov
Christ’s humble gaze, His all-forgiving and all-loving eyes were imprinted in his soul, and he could never forget this vision… >>>
Orthodox Mongolia: Yesterday, Today, Tomorrow 14.04.2024 21:50
Part 1. From the first preaching to the twentieth century Priest Vladislav Terentyev
This accounts for the slow yet steady awakening of interest and love in Mongolia for Orthodoxy, the history of which officially began in Mongolia 160 years ago, although its roots go deep into the imperial past of the “land of the eternally blue sky”. >>>
Built with the Blessing of Fr. John of Kronstadt, and the Help of Tsar Nicholas II 12.04.2024 00:45
Hieromonk Theodosy (Khomenia) on the construction and restoration of the Archangel Michael Church in Zarubinki. Part 2 Hieromonk Theodosy (Khamenia)
Most importantly, the monastery keeps praying for the whole world, night and day. >>>
How Could We Give Up on Such Beauty? 12.04.2024 00:42
Hieromonk Theodosy (Khomenia) on the construction and restoration of the Archangel Michael Church in Zarubinki. Part 1 Hieromonk Theodosy (Khamenia)
When we restore a church, we restore ourselves. >>>
“They Shall Be As White As Snow” 10.04.2024 23:12
Some testimonies relating to the sacrament of confession Valentina Ulyanova
Traditions carefully preserved by the Church tell us about the power of the sacrament of confession and that God’s mercy really does instantly and entirely erase all the sins of those who repent sincerely… >>>
Randomly selected question to the priest (all questions)
Question №7
Как выбрать себе духовника?
Татьяна
04.07.2010 г.
Answer >>>
Существует два вида духовничества. В духовной литературе они пересекаются, поэтому их иногда путают.
В первом случае. Духовником считается священник, к которому человек ходит регулярно на исповедь. В таком случае духовника можно выбирать сообразуясь с личным ощущением действенности таинства покаяния (исповеди). Т.е. с личным ощущением степени усвоения благодатных даров Святого Духа в таинстве. Как показывает опыт, на действенность таинства покаяния влияет сопереживание священника покаянному состоянию кающегося, желание священника помочь советом, наставлением, а в определенных случаях и наложением исправительной епитимии. С другой стороны на действенность таинства покаяния влияет степень духовной подготовки самого кающегося. Т.е. степень осознания и переживания собственной греховности, желание изменить свое состояние, сознание («Метания» - греческое слово «покаяние» - состоит из двух слов: «мета» - перемена и «ноима» - мысль, разум, мышление. «Метания»- в дословном переводе означает: перемена «образа мыслей»). В таком случае ни возраст священника, ни его личная жизнь не должны играть роли при выборе его в качестве духовника. Ведь как и любое другое таинство, таинство покаяния действительно если священник канонически рукоположен и не имеет прещений со стороны епископа, совершает таинство согласно чинопоследованию Православной Церкви, совершает правильные действия таинства и имеет желание совершить таинство.
В более глубоком понимании духовник это духовный отец, наставник человека на пути духовного совершенствования. Такой образ духовничества предполагает более глубокое соприкосновение духовника, как духовного отца в полном значении этого понятия, и человека как духовного чада. Это накладывает определенные обязанности и на духовника. «Это священник более опытный или старше, который более научен и призван давать наставления другому человеку о том, как идти от земли на небо. И этот священник должен быть предельно осторожен. Знаете, когда вы уходите в горы, вы выбираете себе проводника, который ходил туда, куда вы хотите прийти, и живым вернулся оттуда, а не погиб на пути. Вот таков должен быть духовник в полном смысле этого слова. Он не должен говорить того, чего он опытно не пережил или чего он как-то своим нутром не знает. Мы приходим к духовнику с тем, чтобы встретить проводника до дверей Царства Божия. Но если он сам там не бывал, он нам ничего не может дать. Об этом должен задумываться каждый духовник» (Митрополит Сурожский Антоний. Берегитесь, братья мои, священники! О злоупотреблениях в духовнической практике). Это накладывает определенные обязанности и на человека. Со стороны человека должно быть всецелое доверие опыту духовника. Человек должен в обязательном порядке советоваться с духовником о количестве молитв и форме своего ежедневного молитвенного правила, о частоте участия в церковных таинствах, о духовной и светской литературе, которую читает. Такое духовничество предполагает и открытие человеком своих помыслов духовнику. В данном случае духовник выбирается с обоюдного согласия и человека и духовника. Не должно быть так, что человек в одностороннем порядке ходит к священнику на исповедь, советуется, исповедует даже помыслы, а со временем заявляет священнику: «Вы мой духовный отец». В данном случае мы можем говорить только о первой форме духовничества. Духовник должен выразить согласие быть духовным отцом человека. Таким отцом он становится, как правило, до конца жизни. «Если пойдем к другому духовнику (что непозволительно нам делать), то, когда духовник этот одной с нами киновии, все братия осудят нас за то, что оставили веру, какую имели к прежнему, и Бог крепко осудит нас за это. Да и самый духовник, к которому перейдем, подумает, что и в отношении к нему мы также поступим наконец. И наверное поступим; и таким образом, привыкши переходить от одного к другому, уже никогда не прекратим этого; начнем пытать, где есть какие столпники, затворники, безмолвники, и ходить к ним исповедоваться, тоже переходя от одного к другому и теряя веру к каждому. Наконец потеряем веру ко всем, сделаемся неверующими никому и во всем безуспешными; и, что бедственнее всего, подпадем общему осуждению и клятве. Почему тому духовнику, которому исповедался ты в начале, старайся пребыть верующим несомненно до самой смерти своей. Ибо, как я сказал, если ты презришь его и перейдешь к другому, то подпадешь многим искушениям, начнешь таким же образом осуждать и всех других, и сам себе угладишь путь в пагубу. Но, Господи, Господи, избави нас от всякого неверия и подозрительности и покрой Божественною Твоею благодатию» (Старец Симеон Благоговейный. Подвижническое слово).
На решение выбора духовного отца должно влиять и отсутствие ошибок в духовнической практике духовника. «Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что "некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме... Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в "невенчанном" браке, отождествляя таковой брак с блудом". В принятом Синодом определении указано: "Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку"» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви). И сам человек должен избегать ошибок в окормлении у духовника. Иногда человек, избегая собственной ответственности за поступки, возлагает на духовника не только духовное руководство, но и руководство своим бытом, ошибочно спрашивая какие купить кастрюли, мебель, как часто убирать в доме и т.д. Я, конечно, утрирую, но в духовном окормлении важна не бытовая обстановка вокруг человека, а его степень духовного восхождения, его степень богообщения.
Иногда на практике встречается духовное окормление у духовника, не имеющего священного сана. Как правило, монаха. Но это совершенно не исключает регулярное участие человека в таинстве покаяния. Впрочем, если духовник достойный, он об этом и сам скажет человеку.
08/05/2022: Our website has a section "Sunday and holiday sermons", which is dedicated to Sunday and holiday apostolic and gospel readings. The section contains relevant texts from the Apostle and the Gospel, as well as interpretations on them. The section is constantly updated. Keep for updates.