Память новопреподобномученика иеромонаха Серафима (Загоровского)
Память 17 сентября (по ст.ст.)
Священноисповедник Серафим Слободской, в миру Николай Михайлович Загоровский — святой Православной Церкви.
Родился 27 июля 1872 г. в г. Ахтырке, в семье диакона. Окончил Харьковскую духовную семинарию. Любил родной украинский язык и сложенные на нем песни, писал стихи, прекрасно играл в школьных спектаклях. В сценических выступлениях он обнаружил особый талант артиста-комика. Его даже звали в одну из трупп украинских театров, но мать запретила сыну думать об этом и укрепляла в нем готовность служить Святой Церкви. Когда пришло время, Николай вступил в брак. Его жена была образованной девушкой, окончившей епархиальное училище. В их семье родились сын Владимир и дочь Лидия. В 1894 г. Николай принял священство. В дальнейшем он служил в с. Малыжино (в нынешнем Золочевском районе Харьковской области). Чтобы дать своим детям хорошее образование, о. Николай перешел на служение в Харьков. Под его руководством стала организовываться монашеская женская община, но в связи с грянувшей революцией она перешла на нелегальное положение [1]. 17 марта 1923 г. подвижник, носивший к тому времени сан протоиерея, был арестован [2]. В рамках борьбы с религией, органы новой власти выслали о. Николая из Харькова. После этого пастырь жил в Петрограде. При публикации в 1927 г. митрополитом Сергием (Страгородским, будущим Патриархом) «Декларации» о лояльности Русской Православной Церкви к советской власти, о. Николай оказался в числе тех, кто не смог принять положений данного документа. У себя на квартире подвижник устроил тайную церковь и совершал в ней богослужения. В 1930 г. последовал новый арест – с осуждением на 5 лет лагерей. Часть этого срока о. Николай провел в Соловецком лагере, где был тайно пострижен в монашество с именем Серафим. Другая часть срока прошла в условиях Крайнего Севера. Когда о. Серафим направлялся туда по этапу, однажды в дороге, проснувшись после ночевки у старой часовни, он обнаружил, что спал под иконой «Взыскание погибших». Это ободрило и укрепило узника. Из всей партии конвоируемых он один смог дойти до назначенного места жительства – прочие умерли от истощения. В ссылку к о. Серафиму приехала окормляемая им послушница Ульяна Ноздрина. Ей удалось получить разрешение стражи на то, чтобы батюшку отпускали к ней на обед. После ссылки о. Серафим поселился в г. Обоянь (в нынешней Курской области России) близ Харьковщины: вернуться в сам Харьков не представлялось возможным, а в Обояни, – как выяснилось при разговоре в поезде с женой иного ссыльного пастыря, – тайно существовал женский монастырь. Опасаясь слежки, привратница отказалась впустить в обитель о. Серафима с Ульяной, но батюшка попросил, чтобы о них все-таки доложили игумении. Мать игумения вскоре вышла и приняла путников – оказалось, что накануне она увидела во сне прп. Серафима Саровского, который сказал ей: «К тебе прибудет Харьковский Серафим, ты его прими». Во время оккупации Украины нацистами пастырь смог переехать в Харьков, где совершал службы в собственном доме. При отступлении германской армии о. Серафим с семьей дочери и Ульяной выехал на Запад. Однако, 13 октября 1943 г. – в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы – произошел инсульт, за которым в тот самый день последовала и кончина. Похоронен в г. Перемышле [1].
Канонизация и почитание
В 1981 году священноисповедник Серафим канонизирован Русской Православной Церковью Заграницей[3], один из будущих архиереев которой был пострижен в его честь. 22 июня 1993 года решение о местной канонизации подвижника в Харьковской епархии, в Соборе новомучеников и исповедников Слободского края (день памяти – 1 июня нового стиля), принято Священным Синодом Украинской Православной Церкви. [4] Чин местного прославления подвижника состоялся во время визита в Харьков 3-4 июля 1993 г. Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира [5], в кафедральном Благовещенском соборе города [6].
_______________________________________________
1. Иеромонах Серафим, исповедник (в миру Загоровский Николай Михайлович) // Данилушкин М. Б., Данилушкина М. Б. Жития и жизнеописания новопрославленных святых и подвижников благочестия, в Русской Православной Церкви просиявших. Санкт-Петербург, 2001, т. 2, с. 222-226.
2. Протоиерей Загоровский Николай Михайлович [материалы Синодальной Комиссии по канонизации УПЦ] // Архив Канцелярии Киевской Митрополии УПЦ
3. Список новомучеников и исповедников Российских (утвержден Архиерейским Собором РПЦЗ в 1981-м году) // Данилушкин М. Б., Данилушкина М. Б. Жития и жизнеописания новопрославленных святых и подвижников благочестия, в Русской Православной Церкви просиявших. Санкт-Петербург, 2001, т. 2, с. 674-722.
4. Журнал № 1 Заседания Священного Синода УПЦ от 22 июня 1993 г. // Архив Канцелярии Киевской Митрополии УПЦ
5. Отчет Харьковской епархии УПЦ за 1993 г. // Архив Канцелярии Киевской Митрополии УПЦ
6. Свято-Благовещенский кафедральный собор. К столетию освящения. Харьков, 2001.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
более 3189 житий святых.
Новости общины и сайта
Опрос
Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?
Начало опроса 22.08.2022г.
Итоги опроса 01.09.2023г.
Святцы
Пн | 1 | 8 | 15 | 22 | 29 |
Вт | 2 | 9 | 16 | 23 | 30 |
Ср | 3 | 10 | 17 | 24 | |
Чт | 4 | 11 | 18 | 25 | |
Пт | 5 | 12 | 19 | 26 | |
Сб | 6 | 13 | 20 | 27 | |
Вс | 7 | 14 | 21 | 28 |
Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582).
Св. равноап. Мефодия , архиеп. Моравского, первоучителя славян (885).
Прп. Платониды Сирской (308).
Мчч. 120-ти в Персиде (344-347).
Мчч. Иеремия и Архилия пресвитера (III).
Прп. Григория Афонского.
Прп. Григория Синаита.
Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918).
Сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934), Сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943).
Новосвящиспов. схиархим. Севастиана Фомина (1966).