Вопрос священнику
(10 вопросов на странице)
Вопрос 77
Здравствуйте, отец Андрей! Скажите пожалуйста, почему на иконе Троица нарисованы три ангела, в то время как известно что среди трёх путников был Господь (Евангелие от Иоанна 8/56)
Анатолий
20 марта 2011 г.
Я бы не стал так категорично утверждать: «в то время, как известно». Что нам на самом деле известно? «И явился ему (прим.: Аврааму) Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь» (Быт.18:1-5). Итак, Св. Писание нам говорит о том, что Аврааму у дубравы Мамре явился Господь. Явился так, что Авраам видел трех мужей. Причем обращает на себя внимание то, что Авраам, обращаясь сразу к трем мужам, говорит к ним как к одному: «Владыка!», а потом как к трем: «отдохните».
Святоотеческая экзегеза по-разному толкует нам это чудо. Святитель Амвросий Медиоланский, например, считал, что в виде трех мужей Аврааму явились все три Лица Святой Троицы. Свт. Иоанн Златоуст, мч. Иустин Философ, свт. Ириней Лионский полагали, что один из мужей это Сын Божий, а два других это ангелы, сопровождавшие Его. Тут следует оговориться, что вид Сына Божия при явлении Аврааму был не такой, какой мы привыкли видеть у воплотившегося Второго Лица Святой Троицы Иисуса Христа на иконах. На иконах изображается лик Богочеловека Иисуса Христа таким, каким мы (люди) Его видели во время земного служения. Как выглядел предвечный Сын Божий при явлении Аврааму нам не известно. И, наконец, есть святоотеческое мнение, что Аврааму явились три ангела, которые, будучи посланы к нему Господом, удостоились чести называться Владыкой. Так сказать, поклонение Авраама трем мужам восходит к первообразному – к Богу. Такого мнения придерживался, например, блаженный Августин.
Не смотря на разность мнений, все они сходятся к тому, что в явлении мужей Аврааму явился Господь. Иконографический Православный канон запрещает изображать на иконах то, чего не видели глаза человека. Кстати, именно поэтому икона Троицы, где Бог Отец изображается в виде старца, не является канонической. Поэтому икона с тремя ангелами в дубраве Мамре – это изображение реального библейского сюжета. Ангельскими крыльями мужи наделяются, так как в их виде явился Господь. Крылья – символ легкости, духовности. Более правильное название этой иконы – явление Господа Аврааму у дубравы Мамре, что вполне соответствует библейскому сюжету. Троица прп. Андрея Рублева – это особое Троическое богословие в красках. Библейский сюжет явления Господа Аврааму взят лишь за основу иконографического сюжета. Поэтому беседа о Троице Андрея Рублева это отдельная большая тема. «Святитель Филарет Московский говорит о том, что «обыкновение Церкви представлять на иконах тайну Святой Троицы в образе трех ангелов, явившихся Аврааму, показывает, что благочестивая древность точно в числе этих ангелов полагала символ Святой Троицы, ибо, впрочем, в лицах их нельзя искать сего символа, поелику Бога Отца и Бога Духа Святого никогда никто не представлял в образе ангелов» Не случайно, что на известной иконе преподобного Андрея Рублева отмечается схожесть ликов трех ангелов, так что толкователи иногда предлагают разные изъяснения, какой ангел какое лицо Святой Троицы собой представляет. Этот факт подтверждает справедливость мнения святителя Филарета» (Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета).
Для полноты картины необходимо заметить, что более традиционная икона Троицы – это икона Богоявления – Крещения Господня. Вот тут мы точно уверены, что во время Богоявления Бог открыл троичность Лиц – Голос Отца, Воплотившийся Сын, Св. Дух в виде голубя. Еще иконой Св. Троицы считается икона Преображения Господня. По той же самой причине – Голос Отца, Воплотившийся Сын в сиянии Св. Духа.
А Евангельский стих, который Вы указали, говорит не о том, что Авраама видел Богочеловек Иисус Христос, а о том, что, будучи предвечным Богом, Сын Божий был прежде Авраама. «Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Иоан.8:58). Фарисеям сразу стало ясно, что Иисус Христос говорит о себе как о предвечном Боге. Это и послужило к негодованию фарисеев (см. Иоан.8:59). «Смотри, не сказал: прежде нежели был Авраам, "Я был", но: "Я есмь". Ибо это изречение "есмь" свойственнее Богу, потому что означает бытие непрерывное и всегдашнее. Так и Отец Его в Ветхом Завете выразился о Себе: "Я есмь Сый" (Исх. 3, 14). Об Аврааме, как тленном, прилично сказал "был". Ибо что получило бытие, то и разрушается. А слово "есмь" указывает на свободу от всякого тления и на божественную вечность. Посему и они это изречение, как приличное одному только Богу, приняли за хулу и взяли каменья на Него» (блж. Феофилакт Болгарский).
Иерей Андрей Кудрявцев
Вопрос 76
Добрый день, отец Андрей! Вот хочу задать вопрос! Возможно он покажется несколько странный во время Великого поста! Вот изучила достаточное количество информации о отношении религии (различных конфессий) к такому недугу как сахарный диабет, и пришла к выводу что православие почему то уделяет этому недугу внимание лишь в аспектет возможности ли не возможности поститься, а вот индуиские религиозные верования уделяют очень много внимания именно комплексному подходу к этой болезни...Вот в православии есть святые которым молятся о исцелении от рака, болезней костей, желудка, о нарушении сна у детей...а почему ж диабет как то так "замалчивается"...или этот недуг считается каким-то особым результатом греховности жизни?
Наталия
18 марта 2011 г.
Сразу замечу, что в Православии нет определенной анатомической специализации святых. Мне приходилось встречать в той или иной степени подробные каталоги с описанием различных болезней и именами святых в качестве «таблеток» от этих болезней. На самом деле эта литература ничего общего с Православием не имеет и нахождение ее в церковных лавках вызывает только сожаление. На эту тему можно посмотреть ответ на вопрос №69.
Как Вы правильно заметили, сахарный диабет является «каким-то особым результатом греховности жизни». Впрочем как и любая болезнь. «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили» (Рим.5:12). Мы различаем следующие причины болезней: грех самого человека, разрушающий душу и тело; грех кого-то из предков в роду, разрушительно действующий в потомках, если они не ведут праведную жизнь (см. Исх.20:5-6). Последняя причина заключается в том, что через болезнь Господь позволяет человеку быть в малой мере сопричастником Его страданий. В таком случае болезнь является даже наградой человеку. Именно поэтому мы находим в житийной литературе случаи радости святых по случаю появления у них болезней.
В любом случае Православие предлагает для исцеления настолько комплексный подход, что индуиские религиозные верования о таком даже не мечтали. Православие для исцеления призывает исцелить в первую очередь душу. Разве можно удалить сорняк, не выкорчевав его корень? Православие предлагает сразу и кардинальное средство такого лечения: соприкосновение Божеству в Церковных Таинствах. Исповедь, Причастие, Соборование – вот те целительные средства с которыми не сравнятся ни какие другие средства. Человек соприкасается Божеству, что может быть выше? Если к каждой такой встрече с Богом человек готовиться с верой, покаянием, молитвой, то всякая скверна, в том числе и болезнь телесная, от человека отходит.
Поэтому как раз во время Поста вопрос очень даже уместен. Сейчас самое время посвятить себя духовному деланию – усиленной домашней и церковной молитве, участию в Таинствах. В частности, Постом совершается в храмах Таинство Елеосвящения (Соборования) для исцеления от болезней как духовных, так и телесных. А людям, страдающим диабетом, дается послабление в посте. Но это не средство исцеления, это послабление необходимо, чтобы ослабленный болезнью организм не служил препятствием своей немощью для участия человека в духовном делании.
иерей Андрей Кудрявцев
Вопрос 75
Сын моей подруги попал в секту неоязычников, крест снял (хотя был крещен). Можно ли его поминать в записках?
Ирина
13 марта 2011 г.
Не смотря на фактическое отречение от Христа сыном Вашей подруги, его можно подавать на Литургийное поминовение. Он не перестает быть православным христианином в силу того, что его уже преобразовало «едино крещение» (Символ веры). Только он, к сожалению, пока является «блудным сыном» Православной Церкви. Церковь ждет его обращения и, в случае раскаяния, вновь с радостью примет его (ср. Лук.15:11-32). Церковь всегда снисходительно относилась к таким людям в случае их обращения (см. правило 1 Всел. 11), хоть и не без определенной строгости (см. правила Анкир. 4, 5, 6, 7, 8, 9).
Смысл наших молитв о сыне подруги – просьба Богу о его вразумлении и обращении. Именно в такой форме Церковь всегда молится о тех, кто Ей не принадлежит по тем или иным причинам. Вот, например, некоторые прошения из чинопоследования молебна в Неделю Торжества Православия: «О еже... силою Святаго Духа обратити всех отступльших к познанию истины, и сопричести ко избранному Своему стаду, Господу помолимся», «О еже просветити мысли неверием помраченных светом Своего Богоразумия... Господу помолимся», «Не хотяй смерти грешных, но ожидаяй обращения и покаяния, обрати всех отступльших ко Святей Твоей Церкви, молим Ти ся, милосердый Господи, услыши и помилуй». Таким образом, о вразумлении любых людей (даже не крещенных) можно и должно молиться в устной форме, без подачи записок на Евхаристическое поминовение. Если же человек крещен в Православии, то и на Евхаристии должно о нем молиться как о заблудшем.
Иерей Андрей Кудрявцев
Вопрос 74
Здравствуйте, отец Андрей!
Скажите, можно ли поститься не по уставу, но исключив скоромную пищу?
Ольга
3 марта 2011 г.
Вообще пост это наша персональная жертва Богу. Размер и форма этой жертвы определяется нами. Безусловно, эта жертва нужна не Богу, а нам. Пост показывает, что мы понимаем, что наша жизнь, все что мы имеем (еда, одежда, работа и т.д.) нами получено как безвозмездный дар Бога. В свою очередь, как дар благодарности, что мы можем принести Богу? Только то, что имеем – свое время, свои силы. В этом жертвенная сторона поста. Во-вторых, пост это время богоуподобления, стремления к святости. Господь милосерд и нас призывает к милосердию по отношению к ближним. Милосердие, помощь – тоже составная часть поста. И третья составляющая – время изменения себя, время покаяния. В молитвах дней Великого Поста мы просим сугубо прощения наших греховных болезней, которые лишают нас усвоения в полной мере Божественной благодати. Участвуя в Таинствах Исповеди, Причастия, Соборования, мы исцеляемся духовно и усваиваем плоды Благодати.
Кто сводит пост лишь к гастрономическому упражнению, некоей диете, тот самообманывается. Без дел покаяния и милосердия пост теряет смысл.
Я не оговорился, когда сказал, что внешняя форма поста определяется человеком самостоятельно. Это никак не противоречит довольно строгому уставу. Дело в том, что устав рассчитан на людей глубоко церковных, кто не первый год посвящает время Великого Поста служению Богу. Т.е. это своего рода эталон. Задача человека без лени и самооправдания вроде: «ну, мы люди не святые, пусть святые так строго постятся, а мы чуть-чуть и Бог тоже примет», стремиться к эталону. Поначалу все будет сложно. Но пожертвуйте тем, чем можете. ИсклЮчите скоромную пищу – слава Богу. Начнёте читать постом Евангелие вместо художественной литературы – тоже слава Богу. Вместо кино и театра чаще будете на храмовых богослужениях – слава Богу! Тут главное добавить некоторое усилие к тому духовному деланию, которое Вы уже совершаете. Что именно и в какой мере лучше выяснить перед постом с духовником, с тем, кто уже знает Ваш духовный уровень и знает предел, который Вы можете понести.
Поэтому общий устав – это Великий Пост. А форма должна быть такой, чтобы мы к Пасхе стали хоть чуть-чуть, но другими.
Иерей Андрей Кудрявцев
Вопрос 73
Добрый день!
Почему занятия йогой считаются грехом?
Виталия
3 марта 2011 г.
Дело в том, что йога это не просто разновидность физкультуры, спортивных упражнений или занятие гимнастикой. Йога является практическим воплощением в жизнь религиозно-философских воззрений индуизма и буддизма. Поэтому она отражает в себе всю совокупность ложных убеждений соответствующих религий. В частности, цель йоги – достижение мокши. Под мокшей в индуизме понимается освобождение от круговорота смертей и рождений, непрекращающаяся череда перерождений. Т.е. понятие тесно связано с реинкарнацией (сантана в буддизме, отрицающем личностное «я» души). Стоит ли говорить, что учение о реинкарнации души, где душа фактически является игрушкой стихий мира и собственных страстей, рассматривается как элемент природных круговоротов, наподобие круговорота воды в природе, совершенно не совместимо с православным учением об исключительности и неповторимости каждой души, содержащей в себе Образ Божий. Мы же веруем что, получив рождение, наша цель стремиться к богоуподоблению, т.е. святости, через постоянное богообщение (молитва, Таинства и т.д.).
Если механически отбросить религиозную составляющую йоги и заниматься ей как некоей физкультурой и тут мы все равно не уйдем от религиозной составляющей йоги. Ведь йога это аскетическая практика разновидностей язычества. Цель упражнений йоги – «управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния» (Jacobsen, p. 10, цит. по «Википедия»). Язычество не замыкается в поклонении истуканам, амулетам и т.д. Объединяющий принцип всех языческих религий – поиск человеком совершенного «ключика» для достижения высших духовных состояний. Т.е. божество в языческих религиях (а иногда как такового учения о божестве может и не быть, его заменяют учения о стихиях мира и др.) это некий «духовный автомат» и стоит человеку путем неких действий подобрать ключик, как «ларчик откроется» и человек самостоятельно получит те или иные духовные блага. Православию абсолютно чужд магизм язычества. Все, что мы получаем и духовное и материальное это безвозмездный дар Небесного Отца. Как вершина этого дара – Искупительная Жертва Христа.
На ключевой разности подхода к богообщению построена разная аскетическая практика Православия и индуизма. Наша практика основана на избавлении от страстей, удаляющих от Бога (покаяние, посты, молитва), на творении добродетелей (милостыня, милосердие). При чем, даже элементы православной аскетики не могут быть реализованы человеком за счет собственных сил. «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоан.15:5) . Поэтому и основа православной аскетики и ее цель – Христос Бог. Соединение с Ним нам доступно уже сейчас в Таинстве Евхаристии.
Упражнения йоги предполагают воздействия на психическое состояние человека (транс, прострация, отключение сознания в разной мере и т.д.). «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8), - говорит апостол. И мы понимаем, что сознательное, внимательное аскетическое делание позволит нам избежать сетей диавола. А вот сможем ли мы избежать сетей, находясь в небодром состоянии? Ответ не вызывает сомнений – не сможем. Сделав душу доступной стихиям мира, отключая сознание, мы делаем ее доступной и вражескому воздействию.
Чисто механическое выполнение упражнений йоги это уже не йога. Но даже в такой форме она опасна. Ведь представим, что атеист оденет крестик, начнет ходить в храм на службы. При этом он будет позиционировать себя как человек не причастный к Православию, будет мотивировать свои действия тем, что поклоны, крестное знамение это элементы гимнастики. Конечно, он не будет православным христианином в таком состоянии. Но само делание будет его подталкивать сделать следующий шаг – узнать какая же духовная составляющая тех упражнений, которые он делает в храме. Он будет видеть, что существует иной мир, чем тот, который он построил для себя своими убеждениями. Ему будет хотеться сделать шаг в направлении этого мира. Это неизбежная составляющая любого аскетического делания, в том числе и йоги. Только человека будет тянуть сделать шаг совершенно не в направлении спасения души.
Для поддержания себя в хорошей физической форме существует множество видов спорта, физических упражнений и т.д. Православие никогда не рассматривало тело с позиций Платонизма, не считало тело «темницей души». «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:19,20).
Иерей Андрей Кудрявцев
Вопрос 72
Добрый день, о.Андрей!
У меня возник вопрос по поводу Псалтири. Когда я читаю, то практически ничего не понимаю, а читать, лишь бы читать, не нравится. Как быть в такой ситуации?
Елена
27 февраля 2011 г.
У любого молитвенного правила (утренние и вечерние молитвы, последование ко Святому Причащению), в том числе и каждодневное чтение Псалтири есть два аспекта. Назову их условно – катехизический и мистический. Катехизический заключается в сознательном, т.е. с пониманием смысла чтении молитв. Из книг Св. Писания и молитв мы узнаем вероучительные истины, получаем духовно-нравственные уроки и т.д. Без понимания смысла читаемого, эта сторона молитвенного правила, теряет смысл. Вполне естественно для человека тяготиться чтением того, смысл чего не понимаешь.
Но у молитвы есть другой аспект – мистический. Он проявляется в том, что Св. Писание и молитвы мы читаем не с таким же духовным устроением, с каким читаем, к примеру, творения Св. Отцов и тем более просто художественную литературу. На чтение Св. Писания и молитв нас толкает внутренний зов, стремление души к Богообщению. Сам факт того, что Вы будете с таким внутренним устроением читать Псалтирь, свидетельствует о том, что молитва принесет пользу. Преподобный Иоанн Лествичник говорил: «пребывая в молитве и не видя плода, не говори: «Я ничего не приобрел». Ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше сего: прилепляться ко Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним?». Не спорю, что целиком понятная по смыслу молитва принесет Вам гораздо больше пользы, чем молитва непонятная. Поэтому правильным подходим к проблеме непонимания текста Псалтири будет не оставить чтение совсем, а приложить максимум усилий для того, чтобы понимать читаемое. Для этого необходимо ознакомиться с переводом церковнославянских слов на Ваш родной язык, прочитать святоотеческие толкования на Псалтирь, по непонятным вопросам обращаться к священнику за разъяснением. Молитва это труд, а любому труду надо учиться. «Учитесь молиться, принуждайте себя к молитве: сначала будет трудно, а потом, чем более будем принуждать себя, тем легче будет; но сначала всегда нужно принуждать себя» (Св. праведный Иоанн Кронштадтский). Постепенно Вы будете все более и более понимать смысл текстов Св. Писания и молитв и получать все больше радости от молитвенного Богообщения.
Только небрежная, совершаемая с ленью молитва не приносит пользы. «Молитва, совершаемая с небрежением и леностию — празднословие» (Антоний Великий). Так что старайтесь читать Псалтирь устами, но от избытка сердца (см. Матф.12:34).
Вопрос 71
Большое спасибо за ответы, о.Андрей. Объясните, пожалуйста, в чем разница между простыми и заказными записками в храме.
Лариса
26 декабря 2010 г.
О людях, имена которых записаны в заказных записках, возносится сугубая общественная молитва во время литургии. Проще говоря, заказные записки поминаются вслух во время Божественной Литургии. Но, следует помнить, что главное поминовение Церкви – это поминовение Евхаристическое (Литургийное) и совершается оно во время Проскомидии в алтаре. Заключается оно в вынимании частиц из просфор за тех людей, имена которых записаны в синодиках (церковных поминальных книгах), «граматках» (личных поминальных книжках), поданных записках. Простые и заказные записки при Евхаристическом поминовении не имеют никаких преимуществ относительно друг друга. Иногда, при большом количестве записок, чтение части записок во время проскомидии поручается священником диакону и прислуживающим в алтаре пономарям. Смущаться таким образом поминовения не стоит, так как Литургия это совместное дело всех находящихся в храме православных христиан. А священник вынимает частицы «за всех зде приснопоминаемых».
Публичное же поминовение людей во время Божественной Литургии это элемент молебна, включенный в Таинство Евхаристии. Его назначение, как и назначение любого молебна, помолиться сугубо о тех или иных людях в определенных жизненных обстоятельствах или сугубо попросить Бога даровать тем или иным людям здравие, благословение в делах и т.д. К молебному поминовению относятся и публичные заупокойные молитвы во время Литургии. Молебное поминовение во время Литургии является второстепенным и поэтому в некоторых храмах совсем опускается. Это не является нарушением устава или традиции, ведь Евхаристическое поминовение совершается одинаково во всех храмах.
Иногда ошибочно полагают, что именно чтение записок вслух является главным поминовением на Литургии. Некоторые люди приходят на Литургию только затем, чтобы послушать свою записку. И когда не слышат, что их записка публично прочитана, начинают роптать, обвинять священника и храм, а иногда и всю Церковь в том, что Она «неправильная». В своей практике мне приходилось сталкиваться с человеком, который ушел в секту и главной причиной ухода назвал следующую: «я ходил в Православный Храм два года и подавал записки и ни разу не услышал свои записки прочитанными вслух». На мой вопрос: «Так Вы ходили в Храм с целью личного Богообщения или как в театр послушать как будут читаться Ваши записки вслух?» человек не смог дать четкого ответа.
Иерей Андрей Кудрявцев
Вопрос 70
Здравствуйте!:) Это правда, что в 2012 году будет конец света? Если нет, то почему все так думают?
Верующая
19 декабря 2010 г.
Нет, скорее всего, в 2012 году конца света не будет. Согласно пророчеству св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, концу света будут предшествовать три с половиной года правления антихриста, которые будут сопровождаться повсеместным физическим гонением на Церковь. И сейчас есть гонения на Церковь (Великобритания, ряд штатов США, Индия, Малая и Средняя Азия, Африка и др.), и раньше были. Мы помним и совсем недавние гонения на Церковь в СССР. Все они лишь прообраз великого гонения в последние времена. Гонения – лишь один из признаков кончины мира. Есть множество других, которые исполнены лишь отчасти или не исполнены еще совсем. С признаками пришествия антихриста и близкой кончины мира можно ознакомиться в работе священника Олега Давыденкова «Катихизис» (Глава VIII. О седьмом члене Символа веры. п1. Учение Церкви о втором пришествии Христовом). Эта книга есть в библиотеке на нашем сайте. Элементарный расчет показывает, что до 2012 года остается на много меньше времени, чем 3.5 года. Конечно, Господь волен изменить пророчество, изменить сроки. Но пока такие изменения были связаны лишь с замедлением наказания или его отменой. Так это было, например, с жителями Ниневии (Ион.3:1-4:11). Из книги Ионы мы узнаем и причину отмены наказания – покаяние людей. И вот здесь мы приходим к правильному пониманию сроков кончины мира. «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого» (Матф.24:36-39). От чего эти сроки зависят? Они не зависят от неких календарных установлений, определенных Богом. А зависит кончина мира от духовного состояния человечества. «О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами [постигает] имеющую во чреве, и не избегнут. Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы - сыны света и сыны дня: мы - не [сыны] ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи [сынами] дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним» (1Фесс.5:1-10). Как видно, христианин всегда должен быть готов к встрече с Богом, проводя жизнь благочестивую и добродетельную. Тогда внезапная кончина не застанет его врасплох, и христианин не будет пребывать в беспечности, подобно современникам Ноя. Для христианина, делами подтверждающего свою веру, не важно какая будет кончина – всего мира или его личное представление пред Богом, он всегда готов к встрече со Христом.
Когда человек коснеет в безверии, в грехах, он сам удаляет себя от благодатной поддержки Бога, и соответственно к человеку приходят скорби, болезни, лишения, страдания. Если человек не исправляется – он погибает. Как правило, человек, видя все лишения, кается, исправляется и богообщение возобновляется. Типичный пример – история Ветхого Завета. Сейчас я не помню кто сказал замечательную фразу о сроках кончины мира: «кончина мира наступит тогда, когда мера беззакония людей превысит меру страдания» (цитировал по памяти). «Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться» (1Фесс.5:6).
На второй вопрос отвечу вопросом. :-) А почему Вы думаете, что ВСЕ думают, что кончина мира будет в 2012 году? Далеко не все так думают. Другое дело, что СМИ, масс-медиа и индустрия развлечений постоянно подогревают некую истерию вокруг даты 2012. Но это и так понятно – люди себе зарабатывают деньги. Правомерны ли такие способы заработка, это уже другой вопрос. Гораздо более интересен вопрос: почему люди поддаются таким паническим настроениям? Ответ на него, опять же, лежит в духовном состоянии человека. Как выше сказано, человек, ведущий правильную духовную жизнь, всегда готов к встрече с Богом. Искажение духовной жизни порождает и искаженное понимание кончины мира. Так было и в апостольские времена (Церкви Солуни, Коринфа), так было и в ранней Церкви (заблуждения хилиазма), такую картину мы наблюдаем и сегодня. Когда Вы встречаете человека, который уверен, что кончина мира наступит в 2012 году, не спрашивайте его почему он так думает, спросите его: «Если будет кончина, ты готов к встрече с Богом?».
Иерей Андрей Кудрявцев
Вопрос 69
Почему во время чтения шетопсалмия во время вечерни гасят все свечи?
Лариса
18 декабря 2010 г.
Шестопсалмие неукоснительно совершается каждый день в течении всего года, кроме дней Светлой Седмицы. Это говорит об исключительной важности Шестопсалмия. Действительно, Шестопсалмие это шесть псалмов, выбранных из Псалтири, и исполненных покаянных чувств и надежды на спасение. Шестопсалмие напоминает о той духовной темноте, в которой находилось человечество до пришествия Спасителя. Напоминает и нам о нашей духовной темноте, которая наступает при закоснении в грехах. С символической (как напоминание) и практической целью (чтобы верующие не отвлекались) храм во время чтения Шестопсалмия погружается в полумрак. Верующие имеют возможность сосредоточиться на молитве и покаянных чувствах. Во время чтения Шестопсалмия молятся стоя, не крестятся и, тем более, не разговаривают и не ходят по храму.
Как благая весть о Грядущем Спасителе после Шестопсалмия, после Мирной ектении, звучит: «Бог Господи и явися нам…».
Иерей Андрей Кудрявцев
Вопрос 68
Перед причастием положено вечером прочитать покаянный канон, а утром молитвы. Я большую часть молитв прочитываю вечером, а часть утром. Правильно ли это?
Лариса
16 декабря 2010 г.
Полное молитвенное правило перед причастием это три канона – Иисусу Христу (покаянный), Божией Матери и Ангелу Хранителю. В некоторых изданиях молитвословов к канонам добавляются еще акафисты. Утром перед причастием полагается «Последование ко Святому Причащению», состоящее из канона и молитв.
Необходимо правильно понимать назначение молитвенного правила как перед причастием, так и любого вообще. Выполняя правило, мы не читаем набор молитв, после прочтения которых, мы автоматически становимся достойными Причастия. Даже исполнив все правило и исповедав свои грехи в таинстве Исповеди, стоя у Чаши, мы все равно слышим: «Да не в суд или во осуждение будет нам причащение Святых Христовых Таин…». Потому, что Тело и Кровь Господа остаются безвозмездным Даром Искупительной Жертвы Христа.
Цель молитвенного правила – приготовить нашу душу к принятию Дара Причащения, приготовить к встрече с Богом. Относительно молитвенного правила очень хорошо сказал свт. Феофан Затворник: «Относительно правила я так думаю: какое ни избери кто себе, всякое хорошо, коль скоро держит в благоговеинстве пред Богом… Богу сердце нужно, а коль скоро оно благоговейно стоит пред Ним, то и довольно… А при этом правило есть только подтопка, или подкинутие дров в печь». Поэтому, если Вы чувствуете, что при Вашем порядке совершения молитвенного правила, благоговение и страх Божий у Вас присутствуют, то совершайте правило привычным порядком. «Будьте свободны, зная, что правило для человека, а не человек для правила» (свт. Игнатий Брянчанинов).
Но и, конечно, «обетов и канонов на себя не накладывайте без одобрения отца духовного, с советом которого один поклон принесет вам более пользы, нежели тысяча поклонов своечинных, чему верьте без сомнения» (прп. Антоний Оптинский).
Иерей Андрей Кудрявцев
(10 вопросов на странице)
Задать вопрос
более 3189 житий святых.
Новости общины и сайта
06.03.2024: В разделе "Авторские колонки" появилась статья "Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение".
23.06.2023: На сайте размещены июньский и июльский номера газеты "Глас вопиющего в пустыне"
16.06.2023: На сайте размещен майский номер газеты "Глас вопиющего в пустыне"
Опрос
Нужно ли православному христианину бояться прихода антихриста?
Начало опроса 22.08.2022г.
Итоги опроса 01.09.2023г.
Святцы
Пн | 4 | 11 | 18 | 25 | ||
Вт | 5 | 12 | 19 | 26 | ||
Ср | 6 | 13 | 20 | 27 | ||
Чт | 7 | 14 | 21 | 28 | ||
Пт | 1 | 8 | 15 | 22 | 29 | |
Сб | 2 | 9 | 16 | 23 | 30 | |
Вс | 3 | 10 | 17 | 24 | 31 |
Мч. Савина Египетского (287).
Мч. Папы Ликаонского (305-311).
Свт. Серапиона, архиеп. Новгородского (1516).
Ап. от 70-ти Аристовула, еп. Вританийского (Британского) (I).
Сщмч. Александра, еп. Римского (119).
Мч. Иулиана Аназарвского (305-311).
Сщмчч. Трофима и Фала, пресвитеров Лаодикийских (ок. 300).
Прп. Христодула Патмосского чудотворца.
Мч. Романа в Париуме Геллеспонтском.
10 мчч. финикийских ( Греч. ).
Св.Аббана, игумена из Келл Абана ( Кельт. и Брит. ).
Св.Патрика, епископа Оверня ( Кельт. и Брит. ).