В последнее время происходит нечто странное. Иногда создается такое чувство, что кто-то невидимый стоит рядом, или за спиной. Хотя никого нет. Один раз это происходит с чувством страха, другой раз тоже чувство чьего-то присутствия, но чувства страха нет. Что это такое объясните, пожалуйста.
Сергей
12 марта 2012 г.
Ответ >>>
Очень похоже, что Вы подвергаетесь такому искушению как бесовское страхование (запугивание). Обычно такому искушению подвергаются подвижники, ведущие строгую аскетическую жизнь. Цель бесов при страховании – прогнать подвижника, прервать его подвиг. Но иногда такому искушению может подвергаться мирянин. Его запугать бесы стараются с единственной целью – через страх подчинить волю человека своей воле.
Для победы над страхованием необходима внимательная домашняя и храмовая молитва, регулярное участие в Таинствах Исповеди и Причастия. Ведь ничто так не отгоняет от нас падших духов, как Божественная Благодать.
«Услышь, Боже, голос мой в молитве моей, сохрани жизнь мою от страха врага» (Пс.63:2).
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 176
Благословите, о. Андрей!
Приходилось слышать несколько различных высказываний по поводу Таинства Соборования. Например, в книге "Добрый Пастырь сеятель" Спб 1996 говорится, что в Таинстве отпускаются забытые (по немощи) грехи. С другой стороны, Владыка Илларион (Алфеев) в газете "Кириллица" №3 (13) 2000 г пишет: "Взгляд на Елеосвящениекак на своего рода восполнение Исповеди противоречит смыслу и идее обоих таинств" Где же истина?
Вадим
12 марта 2012 г.
Ответ >>>
Тема значения Таинства Соборования не нова. Очень часто можно услышать и прочесть о том, что в Таинстве Соборования «прощаются забытые или неосознанные грехи». Источником такого мнения об этом Таинстве послужил труд Митрополита Макария Булгакова «Православно-догматическое богословие» (В 2-х томах. СПб, 1895). В своем труде Владыка Макарий пишет, что Таинство Елеосвящения это «восполнение отпущения грехов в таинстве покаяния, — восполнение не по недостаточности самого покаяния для разрешения всех грехов, а по немощи больных воспользоваться этим спасительным врачевством во всей его полноте и спасительности» (т. II, с. 362). На первый взгляд может показаться, что Послание апостола Иакова, которое разъясняет смысл тайнодействия, тоже говорит о значении Соборования как восполнения Исповеди: «Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15). Однако у апостола на первое место выступает именно целительное действие Таинства. Это подчеркивает блж. Феофилакт Болгарский: «Это апостолы совершали уже и в то время, когда Господь жил еще между людьми: они помазывали больных елеем (см. Мк. 6, 13)».
Что же происходит с грехами во время Соборования? Для понимания этого мы должны понять как грех действует в нас. Грех это болезнь души, возникающая когда наша несовершенная любовь к Богу приводит к противоречию нашей воли и Воли Божественной. Для того, чтобы грех уврачевать необходимо покаяние (греч. метанойя) – изменение сознания. Когда человек изменил свою волю, согласовал ее с Волей Божественной, когда в результате этого грех стал человеку ненавистен, только тогда происходит освобождение человека от влияния греха и полное примирение человека с Богом. Однако, грех вызывает в человеке не только духовно-нравственные изменения, а и онтологические. Т.е. повреждается природа человека. Когда-то «одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим.5:12). Над теми, кто облекся во Христа грех не властен, он не может подчинить себе человека без воли самого человека. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор.15:22). Но своего разрушительного свойства грех не потерял. Проявляется это свойство в заболеваниях духовных (страсти) и телесных (болезни). Итак, если человек и изменил сознание, раскаялся, то последствия, нанесенные грехами, могут себя проявлять еще некоторое время в виде страстных привязанностей и в виде телесных болезней. Вот для исцеления этих последствий греха и служит Таинство Елеосвящения. Представьте, на Вас напали клещи, вы выпили особое лекарство, из-за которого клещи вылезли из Вашего тела. Но остались, нанесенные ими раны. Так Исповедь – это лекарство, а Елеосвящение это то, что позволит быстро залечить раны.
Поэтому к Таинству Елеосвящения прибегают и те, кто не имеет видимых телесных болезней. Ведь раны есть и духовные. Прибегают к Соборованию в дни Великого Поста, когда мы часто исповедуемся, прогоняя греховных клещей. Но если после Соборования Вы вспомнили какой-то старый грех, то непременно исповедуйте его. Ведь это Божественная Благодать Таинства Соборования указывает Вам еще одного клеща, который нанес рану Вашей душе и мешает врачеванию.
«Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные» (Пространный Христианский Катихизис..., с. 73).
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 175
И опять вопрос про исповедь. Моя знакомая, пожилая одинокая интеллигентная женщина-инвалид (по этой причине редко выходит из дома), пожаловалась мне: "Хочется причащаться почаще, но не знаю, что мне нести на исповедь. Круг моего общения узок, а грехи, как правило выявляются или возникают при общении с другими людьми. Наговаривать на себя не хочется. Просто не знаю, о чем говорить с батюшкой на исповеди". Что мне ей ответить, что посоветовать?
Ирина_НН
9 марта 2012 г.
Ответ >>>
Очень было бы неплохо посоветовать Вашей знакомой почитать труды свт. Феофана Затворника и свт. Игнатия Брянчанинова. У них есть много рецептов по аскетике в миру. Ведь для того, чтобы грех проникал в нас не обязательно с кем-то общаться. Начиная с корня всех грехов – гордыни и заканчивая такими явлениями как рассеянность ума, осуждение, ропот, маловерие и т.п. в нашей душе огромное поле духовной работы.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 174
У моей двоюродной сестры недавно умерла мать. После похорон ей позвонила родственница и стала настойчиво убеждать ее, что надо обязательно заказать сорокоусты непременно в 7 церквях. В свое время, когда умирали мои близкие, я слышала такого рода советы - и про три монастыря, и про четыре. Как относиться к таким советам?
Ирина_НН
21 февраля 2012 г.
Ответ >>>
В советах людей, предписывающих заказать молитву непременно в «Н» церквях (монастырях), поставить «М» свечей и т.п., со всей очевидностью проступает языческий мистицизм. И никакие оправдания, что церкви или монастыри в этих «рецептах» православные не оправдывают языческого содержания самих рецептов. Ведь в чем принцип языческого мистицизма? В том, чтобы найти нужный «рычаг», подобрать нужный «ключик» к Божеству. И когда эти «ключики» и «рычаги» будут подобраны, то Богу просто некуда будет деться, он просто обязан будет выполнить просимое в «ритуале». При таком подходе отношение к Богу у человека формируется не просто ложное, а даже опасно ложное. Такой человек начинает относиться к Богу не как любящему Отцу, не как Богу Вседержителю, не как к Божественному Существу, Воля Которого благая, совершенная и свободная. Такой человек представляет Бога неким «духовным автоматом божественной газировки» - кинул на вход что-то, получил на выходе то-то. Или же Бог представляется зависимым от неких внешних обстоятельств. Раз деваться ему некуда от «семи церквей», то какой же Он тогда Вседержитель?
Мне тоже приходилось часто слышать такие «духовные рецепты». Я всегда спрашиваю таких людей: «Хорошо, а если подать на молитву в Н-1 храм, то Бог не услышит и не исполнит просимого? Будет недобор? А если поставить М+1 свечу, то будет перебор? Мы же с Богом не в карты играем!».
О родных же и близких, как живых, так и усопших, необходимо молиться постоянно и как можно чаще. И чем чаще человек будет поминать родных и близких в домашней и храмовой молитве, тем больше ему даст Бог любви и к живым, и к усопшим, и к Себе.
Здравствуйте, отец Андрей! У меня двое детей, дочь Сабина, крещенная Софья родилась 30 января, сын Александр, родился 9 мая. Я очень хочу подарить им именные иконы, но что то я запуталась в святцах, помогите пожалуйста, научите как выбрать. Заранее благодарю.
Римма
19 февраля 2012 г.
Ответ >>>
Обычно, если нет особого благословения, день тезоименитства (именины) празднуют в ближайший после дня рождения день, в которой празднуется память святого, имя которого носит человек.
После 30 января ближайший день празднования святой Софии – 1 апреля. В этот день совершается память праведной Софии, княгини Слуцкой.
После 9 мая ближайший день празднования святого Александра – 26 мая. В этот день совершается память мученика Александра Римского.
Но хочу предупредить, что иконы этих святых довольно редкие. Но при желании можно найти в церковных лавках больших храмов или монастырей, или можно заказать.
Надеюсь, у Вас получится порадовать детей. Помоги Господи!
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 172
Здравствуйте, батюшка.
Давно хотела заказать мастерам-иконописцам несколько разных образов Божьей Матери: Владимирскую, Казанскую, Иверскую, Тоеручицу, Всех скорбящих радость (с грошиками) и теперь вот Сицилийскую Божью матерь. Понятное дело, что это недёшево. Но я копила давно именно на эту многолетнюю цель, да и хочу детям оставить в наследие. Но у нас в городе школа иконописи очень молодая, хотя и есть хорошие мастера. Несколько раз порывалась заказать, но останавливала моя болезнь, сердце, или большая занятость художников. Или просто мое сомнение: не ошибаюсь ли я?
Хотелось бы получить Ваш совет: заказывать ли мне вышеперечисленные образы у нас в городе? Или же ехать в Россию в исторические иконописные центры? Кроме того, эти места-Родина моего отца и обоих дедов: Палех и Холуй. Благословение на заказ икон давно получено. Но мой духовник определенно на мой вопрос не ответил. Как мне быть?
Наталья
17 февраля 2012 г.
Ответ >>>
Дело, которое Вы задумали, очень хорошее. Эти иконы могут стать со временем семейными иконами, передающимися из поколения в поколение. Традиция, к сожалению, несколько утраченная сегодня. На мой взгляд, древность иконописной школы не является определяющим фактором. Лично мне нравятся иконы канонического, так называемого «греческого» письма. К иконописной традиции, сложившейся приблизительно с XVII в. под влиянием светской живописи, я более прохладен. Уверен, что иконы, написанные в традиционной иконописной технике станут настоящими семейными святынями. Ведь икона не просто изображение, это богословие в красках. Именно элемент богословия не так очевиден в иконах «живописных». Поэтому, если мастера в Вашем городе пишут в традиционной иконописной технике (не могу оценить), то далеко можно не ехать.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 171
Отче, пожалуйста дайте совет. Какое молитвенное правило нужно читать, дабы просить милости Господа, чтоб наставил на путь истинный.
Дмитрий
13 февраля 2012 г.
Ответ >>>
Путь истинный это путь во Христе, который «путь и истина и жизнь». (Иоан.14:6) Для того, чтобы облечься во Христа правило никакое читать не нужно, для этого необходимо принять Св. Крещение: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». (Гал.3:27). Если Вы православный христианин, то Вы уже на истинном пути и милость Божия на Вас уже проявилась. Теперь необходимо участвовать в литургической жизни Церкви.
По поводу личного молитвенного каждодневного правила лучше всего, конечно, посоветоваться с духовником. С тем, кто знает Ваши духовные качества, устремления, Ваши возможности. Универсальных правил не существует. Общее для всех церковное благословение это утренние молитвы и молитвы перед сном, а так же как можно частое чтение Евангелия.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 170
Когда родители мужа умерли и мы с мужем переехали в другой дом, он тоже умер, осталось много крестиков свекрови.
Как правильно с ними поступить? Спасибо за ответ заранее.
Людмила
9 февраля 2012 г.
Ответ >>>
Правильно будет поступить с крестиками, это поступить с благоговением. А далее все зависит от того, что за крестики и что Вы хотите с ними сделать. Их можно оставить на память. Тогда их необходимо хранить в святом углу возле икон. Если это нательные крестики, то можно их носить самостоятельно. Все они изображения Креста Христова. Но больше одного нательного крестика носить не надо. Остальные, опять же, можно хранить. Их можно подарить кому-нибудь. Правда, как правило, дарятся новые. Но это исключительно из этических соображений. Поэтому если дарить, то или тому, кто понимает, что такое крестик или тому, кто нуждается, но самостоятельно приобрести его не может. Если крестики совсем ветхие, то если они бумажные их можно сжечь в пустынном месте.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 169
Здравствуйте батюшка. Подскажите что мне делать. Я венчаная, прожив 12 лет брак распался, сейчас живу в повторном браке. Но перед богом я связана с первым мужем меня это беспокоит, как мне быть?
ОЛЬГА
8 февраля 2012 г.
Ответ >>>
Про отношение в Православной Церкви к браку можно прочитать в ответах на вопросы № 19, 42, 46, 57, 94, 119.
В Вашем же случае добавлю, что перед Богом супруги связаны навечно. Даже, если брак невенчан, то обеты взаимной верности это обеты перед Богом. Только злостное, сознательное разрушение обетов одним из супругов освобождает обоих от совместных обетов. Поэтому люди, которые не спешат регистрировать брак, не спешат венчаться, занимаются не более чем самообманом. Сам факт совместной жизни возводит мужчину и женщину в разряд мужа и жены и связывает их навечно перед Богом. Вспомним, что именно брак был первым Таинством, заповеданным Богом еще прародителям до грехопадения (см. Быт.2:24).
В силу определенных обстоятельств муж и жена не могут нести совместный крест. Идя на встречу человеческим немощам, Церковь может благословить вступить во второй брак. А в причинах разрушения первого брака необходимо раскаяться и принести церковное покаяние.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 168
Чем отличается понятие "психика" от понятия "душа"? И чем тогда занимается наука психиатрия?
Ирина_НН
3 февраля 2012 г.
Ответ >>>
Изначально психика и душа были понятиями-синонимами. В настоящее время их значение несколько отличается. Под душой мы понимаем личностную субстанцию, оживотворенную в человеке дыханием Св. Духа. С душой мы связываем веру, любовь и другие душевные качества. Но связываем с самим человеком, без сильного акцентирования внимания во вне. Единым сердцеведцем является только Господь.
Психика же это проявление внутреннего душевного и духовного мира человека во вне, в мире. Психика сама по себе не субстанциональна и является формой взаимодействия души с окружающим миром. В таком взаимодействии активно участвует и тело человека, в частности мозг. Кроме этого взаимодействие человека с миром посредством психики носит, хоть и не всегда, но более-менее системный характер. Психиатрия как раз и изучает область соприкосновения внутреннего человека с окружающей действительностью.