Вопрос священнику
Вопрос 207
Добрый день, Отец Андрей.
Подскажите, может ли быть крёстной матерью ребёнка женщина, крещёная в Григорианской церкви во Мцхета.
Ольга
23 мая 2012 г.
Ответ >>>
К сожалению, сегодня Православная Церковь не находится в каноническом общении с Армяно-григорианской Церковью. Совместное участие в Таинствах с иноверцами не допускается. В данной ситуации есть два пути: женщина принимает Православие и становится со временем (при соответствующей христианской жизни) крестной или придется искать другую крестную ребенку.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 206
Христос Воскресе!
Отец Андрей, почему крещеному ребенку нельзя обрезать волосы на голове до года. И что прядь волос должен отрезать крестный отец. Это традиция Церкви или все-таки язычество?
Константин
17 мая 2012 г.
Ответ >>>
Воистину Воскресе Христос!
В том, что перечисленные Вами, обряды не являются традицией Православной Церкви, я уверен. Это какая-то самодеятельность. Насколько она языческая сказать не могу, так как не знаю с какой целью они совершаются, кем совершаются и где. Скорее всего, это какие-то местные суеверия.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 205
Христос Воскресе!
Слава Богу, Отец Андрей.
Вопрос о десятине. Десятину (десятую часть с дохода, жертвуемую Богу, т.е., отдаваемую в Церковь), еще никто не отменял. Входит ли в эту сумму, а в теперешнее время десятина выражается в деньгах, все, что покупается в церкви?
Например, свечи, записки, продукты на панахиду? Или это разные вещи? Если можно, несколько слов о Вашем понимании десятины. И что такое десятина для священника?
Александр Руденко
15 мая 2012 г.
Ответ >>>
Воистину Воскресе Христос!
Все, что приобретается в Церкви и приносится в храм на пожертвования, является современной разновидностью десятины. Только сумма современной десятины оторвана от реального количества – 10% дохода. Кто-то жертвует на храм и приобретает свечей, просфор и т.д. на сумму гораздо более 10% своего дохода. Но таких я знаю единицы. Как правило, если подойти к десятине с формальной бухгалтерией, то название «десятина» будет лишь нарицательным.
В течении дореволюционного Синодального периода у наших предков сложилось, скажем так «спокойное» отношение к проблеме жизнеобеспечения храма и священнослужителей. Это было вызвано тем, что содержание храмов и священнослужителей носило централизованный характер. Каждый мог лично что-то пожертвовать или не пожертвовать (как правило, храм свой люди все же любили и заботились о его благолепии), от этого существование прихода не ставилось под угрозу. К сожалению, такое «спокойное» отношение, закрепившееся в менталитете, было автоматически перенесено на современные реалии жизни. Современный храм не получает бюджетных дотаций и находится целиком на самообеспечении. Но от этого не исчезла необходимость оплачивать коммунальные услуги, проводить регулярный ремонт помещения, обеспечивать жизнь священнослужителей. Мы должны понять, что храм – это наш дом. Как наш личный дом, наша квартира храм нуждается в нашей помощи и в вопросах жизнеобеспечения. Ведь наша квартира или дом это не только место, куда мы приходим удовлетворить физические потребности – поесть, поспать. Мы всячески заботимся и о благолепии нашего дома. Думаю, что нам, современным христианам, следует изменить свое отношение к храму, как некоему «чужому» образованию, в которое мы приходим, следуя «религиозной потребности».
Еще одна печальная тенденция современности – культивация в человеке культа потребителя. Все больше мы задумываемся о своих потребностях и правах, все меньше о потребностях других и наших обязанностях. Поэтому, лично мое мнение в отношении десятины сегодня – сделать ее максимально официальной, закрепить десятину как официальный взнос. Безусловно, это необходимо осуществлять с максимальной осторожностью.
Свое отношение к десятине я еще изложил в ответах на вопросы №67 и №187.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 204
Можно ли молиться об упокоении души Владимира Ульянова-Ленина? Ведь говорится: любите врагов ваших!
Ирина_НН
7 мая 2012 г.
Ответ >>>
Лично мое мнение таково. Владимир Ульянов был крещен в Православной Церкви, но стал на путь богоборческий. В таком состоянии находится и множество наших современников. Безусловно, их духовное состояние вызывает у нас жалость и естественное желание помочь. А первое средство помощи для христианина – молитва. Церковь молится об обращении живых, которые находятся в духовном заблуждении. В житиях мы встречаем случаи молитвы святых за умерших грешников. Единственный важный аспект – мы знаем, что спасение получают те, кто умер, находясь не во вражде с Церковью. К сожалению, Ленин умер, будучи врагом Церкви. Поэтому, если возникло желание лично помолиться за р/Б Владимира, то помолиться можно, но церковное поминовение его исключено. Кроме этого, Ленин явно был предводителем гонителей церкви. Известны его распоряжения об убийстве священнослужителей и разрушении храмов. Свт. Тихон, Патриарх Московский, анафематствовал от лица Церкви всех гонителей: «Властию, данною Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной» (Тихон Московский. Послание от 19.01.1918 к пастве.).
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 203
Можно ли приступать к причастию, если утром обнаруживается, что на губе высыпала "лихорадка", т.е. герпес? Будет ли это неуважением к Таинству, к тем, кто причащается из той же Чаши, к священнику? Как быть?
Можно расширить этот вопрос и на другие инфекционные заболевания - хотя бы на ОРЗ.
ИРИНА-НН
5 мая 2012 г.
Ответ >>>
Приобщение Телу и Крови Господа нашего Иисуса Христа является онтологической потребностью христианина. Без Причастия теряется смысл христианского жизненного подвига. Кроме этого, мы помним слова молитвы, читаемой непосредственно перед причастием: «во исцеление души и тела». Т.е. исцеление наступает после того, как Тело и Кровь Господа попалит в нас всякую сверну душевную и телесную. Мы, как болеющие духовно и телесно, нуждаемся в Причастии как духовном лекарстве. Поэтому никакого неуважения к Таинству в данном случае не будет. История знает множество случаев, когда в случае начала эпидемий, люди с верой совершали общественные молитвы, крестные хода и, конечно же, причащались. И чудесным образом эпидемии прекращались. Болезнь это следствие наших грехов. Искореним корень – грех, исчезнет и его проявление – болезнь телесная. А во Христе не может быть никакой скверны. Поэтому и никакая инфекция не может попасть в Его Пречистые Тело и Кровь.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 202
Подскажите пожалуйста, правда ли то что Бог слышит нас в году 33 раза, если правда, то подскажите в какие именно дни он слышит нас лучше всего?
Евгения
4 мая 2012 г.
Ответ >>>
Нет, это неправда. Это выдумки тех, кто не представляет себе что есть Бог. Для понимания того, кто такой Бог и Его свойств лучше почитать вероучительную литературу, есть в библиотеке сайта.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 201
Здравствуйте, подскажите пожалуйста можно ли самостоятельно в домашних условиях с помощью молитв освятить воду и соль. Спасибо.
Евгения
4 мая 2012 г.
Ответ >>>
Освящение воды является церковным священнодействием, которое совершает только священник. Мирянами освящение воды не производится. Соль так же освящается в Церкви, но если святая вода используется как святыня, то соль это лишь разновидность проношения мирян наравне с куличами, медом и т.д. Очевидна разница: вода – святыня, которая освящает, соль – просто приношение. В практике христианской жизни нет особого выделения соли, хотя есть особая молитва на ее освящение, читаемая священником. В молитвословах есть молитва на освящение всякой вещи, которую может читать каждый христианин и, кропя святой водой, освящать любые предметы быта и продукты. Цель такого освящения – освятить, посвятить Богу все, что окружает человека. В таком значении можно освятить дома и соль, и сахар, и крупу.
Не совсем ясно, зачем освящать воду в домашних условиях, когда есть храмы. И, если честно, немного меня насторожило сочетание «воду и соль». Такое сочетание встречал в различных мистических практиках современного язычества. Если Вам это порекомендовала сделать пусть «очень верующая», но знахарка (целительница, провидица и т.д.), то воздержитесь от исполнения ее «рекомендаций», а от нее бегите как от огня.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 200
Здравствуйте! Мне всего 15 лет, но меня одолевает страшное непостоянство в духовном делании. Утром, толком не молюсь. Каждый раз в голове крутятся мысли, что времени мало и молитва будет небрежной. Придя со школы, не могу себя заставить читать святоотеческую литературу, ссылаюсь на более важные (суетные) дела. Вечером говорю, что уже поздно и молитва уже не будет молитвой. Помогите, как мне постепенно стяжать постоянство? Как переломить в себе волю, и хоть чуть-чуть заставить себя. Скажите, как мне нужно организовать свое молитвенное правило (сокращенное для моего возраста) [какие именно молитвы утром, какие вечером; в течении дня и какое кол-во] что бы выучить их наизусть и не прибегать к молитвослову. Как правильно построить свой распорядок дня, что бы точно знать, когда и сколько времени мне дано на духовное дело. Очень хочу избавиться от этого недуга, направьте меня. И посоветуйте, с какой святоотеческой литературы лучше начать в 15 лет.
Антоний
2 мая 2012 г.
Ответ >>>
Ваш вопрос более всего адресован Вашему личному духовнику. Ведь вопрос личного духовного делания касается и множества других сопутствующих вопросов. В Вашем случае это взаимоотношение с родителями и учителями, Ваши личные способности и склонности и т.д. Однако, Вы правильно ставите приоритет – необходимо достичь постоянства в духовном делании. Я бы порекомендовал установить четко фиксированное утреннее и вечернее правило. Объем молитв согласуйте с духовником, но он должен быть таким, чтобы молиться было легко, но и требовалось бы приложить некоторое усилие. Когда правило будет установлено, его исполнение должно быть безукоснительным. Тут уже кроме Вас никто Вас не заставит. Так приобретается навык молитвы.
Читать же Вам, думаю, следует в первую очередь Новый Завет. Чем чаще, тем лучше. Еще необходимо прочитать вероучительную литературу – Закон Божий, Катехизис. А так же, думаю, будет полезно читать житийную литературу – жития, Патерики и т.д.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 199
Я БЫЛА РАНЬШЕ ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕРАШЛА ЕХБ А ТЕПЕРЬ ХОЧУ ВЕРНУТСЯ ЧТО ДЛЯ ЭТОГО НАДО?
СТЕФАНИЯ
23 апреля 2012 г.
Ответ >>>
Если Вы были крещены в Православной Церкви, то Вам необходимо на Таинстве Исповеди принести покаяние в отступлении от веры. Пользуясь случаем сделаю замечание следующего характера. Православным во всей полноте считается тот человек, кто не только крещен, но и ведет церковный образ жизни. Т.е. совершает определенное домашнее молитвенное правило, регулярно (каждый воскресный день) посещает храмовые богослужения, регулярно участвует в церковных Таинствах (в первую очередь – Исповедь и Причастие), знает основы Православного вероучения (о Троице, о Воплощении и т.д.), знает на память, как минимум, Господню молитву (Оче наш) и Никео-Цареградский Символ Веры. Вот это примерно минимум, по которому можно судить о православности человека. Мне приходилось встречаться с сектантами, утверждавшими, что они были православными и разочаровались в Православии. При этом они не знали ни основ православного вероучения, не могли прочитать Символ Веры, даже не знали что это такое.
Но за Вас, Стефания, рад. Раз Господь дал Вам познание истины, то через покаяние у Вас есть возможность стать полноправным членом Христовой Церкви. Только Вы должны понимать, что «как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак.2:26). Поэтому дела веры, о которых я упомянул выше, для Вас должны стать смыслом жизни.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 198
Уж очень полюбились сны Пресвятой богородицы. Признает ли и одобряет чтение этих снов наша церковь?
Татьяна Куликова
22 апреля 2012 г.
Ответ >>>
Тексты, именуемые «Сны Пресвятой Богородицы» никакого отношения к православной вере не имеют. Более того, они активно используются в различного рода гаданиях, используются как обереги и т.п. Читать эти «сны» ни в коем разе нельзя!
В Церкви есть много молитв Пресвятой Богородице и отдельные небольшие, и целые молитвословия, такие как каноны и акафисты.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Задать вопрос