Спаси Господи! О.Андрей объясните, пожалуйста, можно ли после Причастия Святых Даров прикладываться к иконам? Спасибо за все Ваши ответы, читаю и учусь. Спаси Господи!
Татьяна
8 декабря 2012 г.
Ответ >>>
Спасибо Вам, Татьяна, за теплые слова! Про разные обстоятельства до и после Причастия смотрите в ответе на вопрос №120. Добавлю только, что сразу отойдя от Чаши нельзя целовать иконы по причине того, что на губах или во рту могут оставаться частицы Тела Христова или Его Крови. Поэтому, отойдя от Чаши, необходимо еще раз хорошо облизать губы (если на них чувствуются следы Крови), запить Причастие специально приготовленной запивкой, благоговейно молясь дослушать окончание Литургии и подойти к Кресту. То, что священник дает целовать Крест после окончания Литургии всем прихожанам, согласно Уставу (см. Служебник) – еще один аргумент в пользу того, что Причастие не может служить препятствием к такой форме наших молитв как целование святынь.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 256
Здравствуйте, отец Андрей. У меня такой вопрос - может ли священник отказать в крещении младенца? И какова конкретно роль крестного в жизни крестника?
Людмила
6 декабря 2012 г.
Ответ >>>
Да, священник может отказать в крещении младенца по каноническим или административным причинам. Например, крестить ребенка нельзя, если оба родителя ребенка не крещены или являются еретиками, раскольниками или явными богохульниками. «Иже веру иметь и креститься, спасен будет,» - сказал Иисус Христос и заповедал Апостолам сперва научить, а потом крестить (см. Марк. 16:16; Матф. 28:19). В советское время тайком крестили детей родителей-атеистов как исключение по вере бабушек и по их поручительству воспитывать внуков в вере. Несовершеннолетнего ребенка (до 14 лет) крестить без восприемника (крестного для мальчика, крестной для девочки) нельзя. Восприемник тоже должен быть православного вероисповедания и быть совершеннолетнего возраста (мальчик – не менее 15 лет, девочка – 13 лет). Безусловно, если ребенок уже крещен в Православной Церкви, второе крещение не допустимо. Если о крещении ребенка достоверно не известно (сирота, подкидыш или др.), то священник не имеет права отказать и совершает крещение с особыми добавлениями в чин Таинства Крещения (см. правило Шестого Вселенского собора №84). Запрещено допускать к крещению тех младенцев, родители которых хотят совершить крещение по нужде или выгоде, родители которых не хотят оставить образ жизни или занятий не свойственных христианину, вообще всех тех, кого можно было подозревать в притворном обращении к христианству (См. 7 всел. 8; Кирил. Алекс, пр. 5). Это канонические причины. Могут быть и административные причины отказа в совершении Таинства. Например, если восприемник находятся под церковным прещением (епитимией), отлучен от Причастия, то священник может потребовать от родителей найти другого восприемника. Если священник знает за родителями грех, за который положено церковное прещение он может отказать в крещении ребенка до принесения родителями покаяния. Впрочем, это если ребенку не угрожает смертельная опасность. Из административных причин можно еще указать на территориальную привязку семьи младенца. Если правящий архиерей епархии издал указ о том, что Таинства и требы совершаются священниками только над прихожанами данного прихода, то священник может направить крестить ребенка по месту его проживания (если ребенок из семьи, окормляемой другим приходом) и опять же, если ребенку не угрожает смертельная опасность.
Восприемник (крестный) в первую очередь всегда молится о своем крестнике. На восприемнике лежит ответственность по регулярной подготовке крестника к Причастию, к первой исповеди (примерно в семь лет). Крестный должен рассказывать крестнику об основах веры, об истории и смысле православных праздников, об устройстве храма и смысле богослужения и т.д. Если что-то рассказывать ребенку можно лишь когда ребенок уже будет способен воспринимать рассказ, то молитва, участие в Таинстве Евхаристии начинаются уже с момента крещения. Есть хорошая традиция дарить подарки крестникам на церковные праздники. Восприемники могут дарить иконы, книги, лампады и т.д. Восприемник это фактически духовный родитель ребенка, его задача – всестороннее духовное воспитание крестника. Конечно, родители тоже должны заботиться о духовном воспитании ребенка, но первенство в этом лежит на восприемнике.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 255
Где в интернете найти троичные каноны всех восьми гласов, для чтения воскресной полунощницы?
Елена
5 декабря 2012 г.
Ответ >>>
Полностью Октоих на церковнославянском языке можно скачать здесь и здесь. Каноны Св. Троице всех 8-ми гласов находятся в воскресной службе соответствующего гласа.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 254
Благословите, батюшка! Моя вера пришла с чувством к другому человеку который страдает невероятно душевно находясь, как мне видится, под влиянием сатаны. Я очень влияю на него и разделяю его боль хотя и нахожусь в постоянном отчаянии.
Что мне делать?
Эмилия
4 декабря 2012 г.
Ответ >>>
«Не скорби, не получая тотчас от Бога того, о чем просишь. Он хочет доставить тебе большее благодеяние тем самым, что заставляет тебя с терпением долее предстоять Ему в молитве. Ибо что выше, как простирать беседу к Богу и объяту быть общением с Ним?»
Св. Иустин Попович.
Скрыть ответ
Вопрос 253
Скажите, пожалуйста, у кого храниться благословение на ношение стихаря, данное ученику ЦПШ Архиереем?
Александра
3 декабря 2012 г.
Ответ >>>
Благословение на ношение стихаря в наши дни дается только в устной форме. О благословении знает сам ученик, о чем он может сообщить настоятелю того храма, в который пришел помолиться. При этом ученик, конечно, должен знать имя и титул архиерея, а так же название окормляемой архиереем епархии. Необходимо знать и форму благословения, т.е. если архиерей благословил ношение стихаря только на одной службе, то на другие богослужения это благословение не распространяется. Если храм находится на территории епархии, окормляемой этим архиереем, то настоятель храма, как правило, допускает ношение стихаря учеником во время богослужений в своем храме. Ученику следует помнить, что даже имея архиерейское благословение на ношение стихаря, он не может самочинно одевать стихарь перед началом богослужения. Он должен в начале каждого богослужения испрашивать благословение на одевание стихаря у присутствующего архиерея или служащего священника. Так же снять стихарь в конце богослужения можно только испросив благословение. Следует помнить, что стихарь является одеждой богослужебной и носится только в храме во время богослужения. Кроме этого, человек, носящий стихарь не может самочинно совершать каких-либо действий во время богослужения. Его задача – послушание, выполнение поручений архиерея, священника, диакона.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 252
Здавствуйте о.Андрей! Скажите что такое Скрижаль - и можно ли его хранить дома если куплен вне храма?
Александра
2 декабря 2012 г.
Ответ >>>
Если Вы не ошиблись с названием, то скрижалью называется доска с написанным на ней текстом. Как правило, текст на скрижали религиозного содержания. Скорее же всего, скрижалью Вы назвали складень – несколько икон, скрепленных особым образом, что позволяет переносить их компактно в сложенном состоянии и раскрывать в маленький иконостас при молитве. В зависимости от количества икон бывают диптихи (2 иконы), триптихи (3 иконы), тетраптихи (4 иконы), пентаптихи (5 икон). С большим количеством икон складни мне не встречались. В Западной Церкви существует даже традиция создания иконостасов в костелах в виде складней. Для верующего человека складень удобен тем, что позволяет компактно и удобно перевозить с собой маленький иконостас для молитвы в тех местах, где нет храма или в помещении, где нет домашнего иконостаса, например в гостиницах. Как и любые иконы, иконы складня хранятся дома в специально устроенном святом углу. При домашнем хранении, если позволяет место, складень ставится на домашний иконостас в развернутом виде. Если Вы приобрели складень не в храме, то, скорее всего, он не освящен. Такой складень необходимо принести в храм и попросить священника освятить иконы.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 251
Добрый день о.Андрей!
Вот уже 4 месяца, как мне тяжело на душе. Причина в том, что в августе я узнала об измене мужа, сказала ему, что знаю, было чем доказать..., он ответил, что действительно был факт измены, но он решил закончить отношения с этой девушкой, говорит, что любит ме6ня и детей и хочет остаться в семье. Я тоже его очень люблю, но уже не мысль о том, что он изменил мешает мне нормально жить и радоваться жизни, а то, что эта девушка продолжает ходить к нему на тренировки, она помогает, если ему надо уехать, помогает с сайтом и т.д. Когда два года назад моему мужу врачи не давали шанса выжить, была серьезная операция, я находилась с ним в больнице, а эта девушка вела тренировки за него, и вот теперь, когда я прошу, что бы он закончил любые отношения с ней и что бы она ушла, он говорит, что не может так с ней поступить, так как она помогает ему... А я каждый день как на иголках, я живу в страхе что такое может опять произойти, страшно, то что я потеряла веру в своего мужа, а я так хочу верить ему... Я не знаю как мне быть, очень хочу сохранить семью.
Виктория
16 ноября 2012 г.
Ответ >>>
Очень хорошо, что Вы простили мужу его грех и очень правильное Ваше желание сохранить семью. Можно понять и Ваши опасения – грех, совершенный однажды оставляет след. Вы действительно вправе требовать от мужа разрыва любых отношений с той девушкой, в том числе и деловых. Ведь с одной стороны девушка помогала мужу, а с другой нанесла рану Вашей семье, что помощью не назовешь. Вашего мужа можно понять, для мужчины психологически долг перед кем-то занимает высокое положение в иерархии ценностей. Но семья по-любому должна занимать место выше работы, долга перед кем-то и т.д. Ведь брачные обеты это обеты перед Богом, а семейные узы это образ союза Христа и Церкви. Поэтому, если его верность и время загладят у Вас страх, будет хорошо. Если страх останется, Вы вправе требовать чтобы муж порвал с той девушкой всякое общение. И, конечно же, постарайтесь вместе с мужем посещать богослужения и готовиться к Причастию. Благодать Святого Духа попаляет всякую скверну и «Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить» (Лук.12:12).
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 250
Здравствуйте, отец Андрей, благословите.
Пожалуйста, объясните что обозначает слово БЛАГОСЛОВЕНИЕ и как родители должны благословлять детей и что это даёт? И ещё вопрос: Как молиться жене о муже и мужу о жене? В молитвословах есть молитвы о детях, а о супругах я не встречала. Заранее благодарю.
Елена
6 ноября 2012 г.
Ответ >>>
Слово «благословение» в нашем языке появилось из греческого и образовано так же, как греческое слово «eulogeo» («благословение») соединением двух слов – благо (хорошо) + слово (eu - хороший благой + logos - слово, речение). Таким образом, термин «благословение» дословно обозначает хорошее, доброе слово. Однако следует понимать, что наши предки понимали, что сделать что-то хорошее без Бога невозможно. «Кто не собирает со Мною, тот расточает» (Матф.12:30). Поэтому благословение это не просто хорошее, доброе слово это молитвенное обращение к Богу с пожеланием человеку или группе людей добра, успеха и т.д. в жизни, перед началом дела или пути и т.п. Или же хорошее, напутствующее слово от Самого Бога. Так первый раз в Священном Писании мы встречаемся с благословением, которое преподал Бог животным (см. Быт.1:22) и прародителям: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:28). Так же в Священном Писании мы встречаем множество случаев благословения родителями детей (см. Быт.27:23, Быт.48:15). Благословение, которое преподавали родители-праведники своим детям, всегда приводило к благополучию детей в этой жизни и спасению в будущей, так как «молитвы родителей утверждают основания домов» (из чинопоследования венчания). Поэтому, какие молитвенники родители, такое будет и их родительское благословение. Обрядовая же форма родительского благословения в Православии может быть разной – это может быть краткая молитва: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», «Благословение Господне на вас», «Благослови, Господи, рабов Твоих (имена)» или другая, сопровождаемая осенением благословляемых крестным знамением. Осенять можно рукой с троеперстием (как мы складываем при крещении), иконой, Крестом, Евангелием.
Самой главной молитвой супругов друг о друге является совместное участие в Евхаристии, совместное причащение Тела и Крови Господних за одной Литургией. Ничего более высокого, чем соединение с Богом и в Боге для супругов нет ни в этой жизни, ни в будущей. Каждый день в конце утренних молитв мы поминаем своего духовника, родителей, детей, сродников и т.д. Очень уместно поминать в это же время и своего супруга(у).
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 249
Здравствуйте, отец Андрей. У меня простой на первый взгляд вопрос: Что обозначает слово УВАЖЕНИЕ? Как понять, что ты уважаешь и что даёт уважение человеку? Родители всё время говорят детям, что "нужно уважать"...понятно? – да. А как это выполнить не объясняют и зачем оно нужно тоже.
Елена
3 ноября 2012 г.
Ответ >>>
Что обозначает слово «уважение» можно легко узнать из толковых словарей. Например, в Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля понятие «уважение» раскрывается следующим образом: «УВАЖАТЬ, уважить кого, ува?дить арх. почитать, чтить, душевно признавать чьи-либо достоинства; ценить высоко; || честить почетом, потчевать, принимая почетно… || - что, почитать достойным вниманья, уваги, ставить за велико, принять за причину, убедиться и уступить, согласиться». Этимология слова связана с понятием «вес». Слово, обозначающее это понятие, во многих славянских языках имеет корень «ваг» («важ»). Поэтому понять уважаете ли Вы кого-то можно оценив то, как Вы цените этого человека, оказываете ли ему почитание, какой придаете ему вес по сравнению с собой и т.д. Родители, воспитывая своих детей, конечно же учат их уважению как к людям, так и к ряду явлений, например к чужому мнению, закону и т.д. Как выполнить уважение родители не объясняют скорее всего из-за того, что уверены в том, что дети уже достаточно большие и понимают что такое уважение. Уважение это признак внутренней зрелости человека, способного увидеть кроме себя, своих желаний и стремлений многогранность окружающего человека мира. Так же уважение это признак христианской добродетели смирения (смотри выше о сравнении другого с собой). Вот для чего нужно уважение современным родителям объяснить, действительно, несколько проблематично. Причина такой сложности не в понимании значения слова, а в собственной жизни. Родители никогда не научат детей уважению, мотивируя необходимость его отношением к себе. Уважение – это начало проявления любви, а настоящая христианская любовь всегда жертвенна (см. Иоан.3:16). Поэтому невозможно научить уважению, оставаясь эгоистами. А вот постичь во всей полноте смысл любви возможно лишь во Христе (см. 1Иоан.4:8). Тогда станет понятна цель – спасение души. Именно поэтому Священное Писание как Ветхого, так и Нового Завета призывает нас учиться уважению. Например: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою… ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе… Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фесс.5:12,13,18,23).
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 248
Здравствуйте о.Андрей!
Многие годы у меня был духовник в Почаевской Лавре, он умер, мне тяжело на душе. Я всегда брала у него благословение на все, но перед смертью он ушел и не благословил, даже не сказал ничего. Это был игумен я всегда ему все говорила, как правильно найти духовного отца? Если твой умер, я в Почаев ездила с 13 лет, мне 31.
Людмила
2 ноября 2012 г.
Ответ >>>
Ваш вопрос относительно определения духовника повторяет вопрос №7. К ответу на этот вопрос добавлю только, что выбор духовника это в первую очередь вопрос определения наставника на пути к Господу. Поэтому поиск духовника не возможен без молитвы к Господу с просьбой указать такого наставника.