Вопрос священнику
Вопрос 107
Благословите, отец Андрей! Вот какая у нас ситуация случилась. Мама работает в серьезной госораницации и вот накануне Пасхи приехали ее коллеги из регионального управления с Западной Украины и привезли всему департаменту ручной росписи покрытые воском сырые яйца. Что ж с ними делать теперь? Я их не брала в храм на Всеношную службу на Пасху, потому что они могли раздавится в корзинке. Что теперь с ними делать? Они вроде уже испортились, ведь оны сырые.
Наталия
5 мая 2011 г.
Ответ >>>
В сырых яйцах можно сделать два маленьких отверстия и выдуть содержимое, тогда можно сохранить красивую роспись. Но это можно сделать без проблем со свежими яйцами. В данном случае, думаю, по понятным причинам, делать этого не стоит.
Правильным решением будет где-нибудь закопать эти яйца. Выбросив их, Вы не совершите греха, но рискуете разбить их и получить массу «удовольствия».
Зато, если к следующей Пасхе вы научитесь самостоятельно красиво расписывать яйца, воодушевленные красотой этих, то работа западноукраинских мастеров не пропадет даром, да и Вы частью своего труда прославите Воскресшего Христа.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 106
Здравствуйте, отче!
Как соотносить евангельские православные нормы поведения и светские?
Поясню.
Например, человек вам хамит, «тыкает» не по чину и своему возрасту, оскорбляет матерными словами. Хочется такого проучить, чтоб дать понять, что он – невоспитанный хам. Так требуют светское воспитание и взгляды на собственное достоинство. «Пружина чести – наш кумир, и вот на чем вертится мир» (Пушкин А. С.)
А с другой стороны, нельзя осуждать ближнего, надо прощать, подставлять другую щеку, смиряться.
На сайте «Иоанн (Душевный лекарь) http://www.ioann.ru/index.php?about=yes» много сказано по этому поводу.
Однако в Евангелии от Иоанна (18, 22): «Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?»
Выходит, что не всегда надо давать себя бить в щеку. И хама надо поставить иногда на место.
Да и вся советская детская культура (мультфильмы, кино, литература) была основана на том, что нужно проучить наглеца и зарвавшегося субъекта.
А Евангелие, я так понимаю, против такого подхода. «Это же не наш метод», - как говорилось в одной комедии.
Как быть? Ведь если тебя будут со всех сторон заушничать как Господа, то вскоре перестанут уважать даже собственные дети, за которых ты в ответе перед Богом.
И это смирение перед хамством будет подражанием Христу? И это молчание в ответ на плевок в физиономию будет исполнением заповеди: «Блаженни миротворцы – ибо они сынове Божии нарекутся»?
Да ведь так и мужиком можно перестать называться.
Спаси Господи.
Gregoire
29 апреля 2011 г.
Ответ >>>
Для христианина нет различия между нормами поведения евангельскими и светскими. Для христианина единственно верными нормами поведения являются евангельские. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь» (Откр.1:8), «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоан.15:5). Для христианина невозможно жить одновременно по разным правилам. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Матф.6:24).
Недоразумения относительно нашего поведения в обществе возникают тогда, когда мы сами для себя неверно интерпретируем евангельские нормы поведения. Или принимаем искаженные другими евангельские истины. Например, христианство, вопреки распространенному мнению, никогда не исповедовало пацифизм, толстовство и т.п. По Вашему вопросу евангельские принципы поведения очень четко сформулировал святитель Филарет Московский: «Врага своего возлюби, врага Отечества сокруши, врага Церкви гнушайся».
Что такое возлюбить своего врага? Как аналогию такой любви приведу пример идеальной материнской любви. Идеальная мать любит своего ребенка даже если он её не слушается, даже если её обманывает или сознательно её обижает. Мать никогда не посчитает своего ребенка врагом, приложит все усилия, чтобы злость и обиды своего ребенка изменить на любовь к ней. Ее любовь подскажет ей для этого правильные слова и поступки. Совершение добра тем, кто причиняет лично нам обиды это средство повлиять на их совесть, растопить теплом любви холод их души. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:19-21). Горящие угли добродетелей как раз и призваны растопить лед вражды. Тут еще стоит заметить, что совершение добродетелей для тех, кто враждует с нами, ничего общего не имеет с игнорированием их грехов. «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф.5:11). Как преодолеть кажущееся противоречие призыва апостола к обличению со словами Христа: «Не судите, да не судимы будете» (Матф.7:1)? Суд предполагает вынесение приговора. Это право принадлежит исключительно Богу. Когда наша ненависть ко греху переходит на самого человека, когда мы выносим ему приговор, ставим на нем штамп, это и есть наш неправедный суд. Ведь по сравнению со Христом мы тоже преступники греха (Матф.7:1-12). Но, если у нас есть любовь к ближнему, то мы не станем молча, равнодушно смотреть как ближний пьет яд греха. По любви мы приложим все усилия, чтобы остановить руку с ядом. Но остановить руку может не трус, а человек духовно сильный. Заяц не может быть смиренным, он трус по природе. Смиренным может быть лев. Если мы станем львами в любви, то у нас всегда найдутся силы не жалить, подобно скорпиону, из чувства мести, ближнего, а найти те слова и средства, которые смогут изменить его. «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся» (прп. Серафим Саровский).
Но не всегда грех человека направлен персонально к нам. Поэтому Павел и говорит: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим.12:18). «Прекрасно сказал: если возможно с вашей стороны. Ибо иногда невозможно быть в мире, например, когда идет борьба за благочестие или за обиженных. Итак, внушает: исполняй свои обязанности и никому не подавай случая к вражде и смятению. Если же видишь, что оскорбляется благочестие, то восстань мужественно, сражаясь за истину, однако не против человека враждуя, но против нечестия, а о человеке, напротив сожалея и щадя его. Таким образом, что прежде казалось невозможным, то становится возможным; ибо что касается тебя, то ты находишься в мире с ним, а брань ведешь с одним нечестием» (блж. Феофилакт Болгарский). Об этом и говорил Христос: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан.15:13). Движимые этой любовью люди становятся на защиту своих ближних, своей родины. Зачастую отдавая за это свои жизни. Ведь и Христос своей смертью не заключил компромисс с диаволом, а сокрушил его. Сокрушил врага нашего отечества (Царства Небесного) Своей Кровью. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан.3:16).
В силу вышесказанного Христос для нас есть самое ценное сокровище. Поэтому тот, кто посягает на это сокровище, ничего кроме отвращения не заслуживает. Христос пребывает с нами «во все дни до скончания века» (Матф.28:20) в своем Теле, «которое есть Церковь» (Кол.1:24). По любви мы скорбим о тех, кому чужд Христос и Его Церковь, предпринимаем попытки их вразумления. Если же человек в своем гнушении Церковью упорствует, то наше гнушение им не ответная месть, а средство оградить верных. Средство не дать верным заразиться смертоносным ядом. Противник Церкви, своим противлением Ей сам выносит себе приговор. «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит.3:10,11).
Иерей Андрей Кудрявцев
P.S. Небольшое дополнение Вашей коллекции цитат: «Хамы победили не тогда, когда пошли по мраморному полу в калошах, а когда воспитанные люди не сделали им замечания» Булгаков М.А. «Собачье сердце».
Скрыть ответ
Вопрос 105
Здравствуйте, отче!
Каков порядок утилизации освященных вещей?
Например, яйца освящаются вместе со скорлупой и красивыми наклейками, на которых изображены лики святых. Куда девать скорлупу? А наклейки? Сжигать? Топить? Закапывать в непопираемом месте?
Велик ли грех, если не уследил за всеми крошками освященного кулича? Ведь его едят не только взрослые, но и дети. Та же самая проблема с утилизацией газет.
А допустимо ли не сжигать, а мелко-мелко резать газеты, календари, наклейки, чтоб лики святых были неразличимы?
Если мои представления об утилизации освященных предметов верны, то праздник превращается в одну сплошную головную боль. Оттого нет желания вообще что либо освящать, а заодно того и гляди можно впасть в грех осуждения ближних, не очень-то и заморачивающихся и нещепетильных христиан.
Как быть?
Спаси Господи
Gregoire
25 апреля 2011 г.
Ответ >>>
Освященные вещи, например иконы, после их прихода в негодность, как правило, сжигают и закапывают пепел в безлюдном месте. Иногда, если есть возможность, пепел закапывают под храмом в алтарной части или высыпают в чистую проточную реку.
Но пример с яичной скорлупой не совсем удачный. Сами по себе яйца, куличи, пасхи, мясо после благословения в День Святой Пасхи не становятся святыней. Суть читаемых молитв в том, что верным в День Пасхи благословляется вкушать скоромную пищу. И не более. Никакого сакрального значения благословленные Пасхальные продукты не имеют. В огласительном слове свт. Иоанна Златоуста под трапезой, которой необходимо насладиться, подразумеваются Св. Дары Евхаристии, а не застолье. Поэтому те, кто скрупулезно собирают крошки куличей, скорлупу яиц и т.д. проявляют ревность не по разуму.
Другое дело – это модная нынче тенденция украшать яйца наклейками. Я целиком разделяю мнение Епископа Владимир-Волынского и Ковельского Никодима о том, что использовать наклейки со святыми иконами для украшения пасхальных яиц – грех и кощунство. С мотивацией Владыки Никодима можно ознакомиться на форуме: http://www.ank.in.ua/forum/index.php?id=1051008. Наклейки с изображениями святых ликов действительно необходимо сжигать. Но будет лучше их совсем не использовать и рассказать знакомым о том, что икона это не «брэнд» и не модная «этикетка». Место иконы не на яйце, бутылке и т.п. а в храмовом или домашнем иконостасе. Если бы население имело православное мышление, то никто бы не покупал продукты с изображением икон. Нет спроса – исчезнет и предложение.
Лично я не совершаю особый ритуал уничтожения каждой ненужной газеты или календаря. Есть отдельное место накопления. Потом я все собираю, выезжаю на окраину города и там все сжигаю и присыпаю землей.
Так что Ваши представления об утилизации освященных предметов верны лишь отчасти. Не стоит превращать праздник в одну сплошную головную боль.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 104
Моя хорошая знакомая, работающая в храме, считает, что у нее грех нечувствия (по Игнатию Брянчанинову): "Всякий, кто захочет беспристрастно и основательно исследовать состояние души своей, усмотрит в ней недуг нечувствия, усмотрит обширность значения его, усмотрит тяжесть и важность его, сознается, что он — проявление и свидетельство мертвости духа. — Когда мы захотим заняться чтением Слова Божия, какая нападает на нас скука! Как все, читаемое нами, представляется нам малопонятным, не заслуживающим внимания, странным! Как желаем мы освободиться скорее от этого чтения! Отчего это? Оттого, что мы не сочувствуем Слову Божию. — Когда мы встанем на молитву, какую ощущаем сухость, холодность! Как спешим окончить наше поверхностное, исполненное развлечения моление! Это отчего? Оттого, что мы чужды Богу: мы веруем в существование Бога мертвой верою; Его нет для ощущения нашего..."
Она очень переживает, говорит, что не может из-за этого причащаться, что ее молитва мертва и нет живого общения с Богом. К священнику она обращалась, но только на исповеди - и я не уверена, что говорила ему то же, что и мне. А у меня примерно такое же состояние было в начале воцерковления, когда я на себя брала слишком строгий пост (это мы выяснили вместе с нашим батюшкой).
Как ей помочь? Я ей смогла сказать только, что Господь всем нам желает спасения, что надо просить Его - и Он даст благодать теплой молитвы. Что грех разрушает нашу связь с Богом, тогда и уходит молитва. Посоветовала ей обратиться к батюшке вне исповеди.
Ирина
17 апреля 2011 г.
Ответ >>>
Святитель Игнатий в своем поучении в Неделю жен-мироносиц «О мертвости духа человеческого» рисует нам одно из распространенных духовных заболеваний – нечувствие. И тут же предлагает лекарство от этого недуга: «для уничтожения нечувствия нужно со стороны человека постоянное, терпеливое, непрерывное действие против нечувствия, нужна постоянная, благочестивая, внимательная жизнь. Такою жизнью наветуется жизнь нечувствия; но одними собственными усилиями человека не умерщвляется эта смерть духа человеческого: уничтожается нечувствие действием Божественной благодати». Где, как не в Таинствах Церкви человеку преподается спасительная благодать? Где, как не на Исповеди мы грешные, с сокрушением, осознанием своих духовных болезней просим у Бога примирения и получаем примирение по неизмеримой божественной Любви. Ведь Господь так и говорит: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лук.15:7). Где, как не в Таинстве Евхаристии, попаляется всякая скверна человеческая Телом и Кровью Господа? Мы никогда не достойны причастия. Даже совершив пост и молитвенное правило перед Причастием, исповедав грехи на Исповеди, стоя у чаши мы слышим: «Да не в суд или во осуждение, но во исцеление души и тела…» Это значит, что каждый из нас вкушает Божественный Дар, а не заработанную своими трудами награду.
Настоящее покаяние вызывает желание скорее соединиться с Тем, с Кем нас разлучил грех – со Христом. Если же наши духовные переживания вызывают обратную реакцию, велика вероятность того, что человек находится в самомнении. Самомнение – это мнение, которое несогласно с волей Божией. А Воля Божия в следующем: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира… истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Иоан.6:51,53-56).
Ваш совет, Ирина, правильный. Объясните знакомой, что священник посоветует средства духовной борьбы с нечувствием. Но главное наше средство – Христос, Его Тело и Кровь.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 103
Здравствуйте!
Я приняла крещение в 30 лет. После 40 лет стала осознанно ходить в храм, исповедоваться и причащаться. Какие были в памяти грехи - покаялась. Но периодически в голове всплывают какие-то неприятные случаи периода юности и ранней молодости. Нужно ли их тоже упоминать на исповеди, или при крещении они простились?
Татьяна Васильевна
16 апреля 2011 г.
Ответ >>>
Благодатью Крещения человеку прощаются все грехи. Это дар от Бога – возможность начать новую, преображенную жизнь.
Грехи, совершенные до крещения, исповедовать не нужно. Но иногда бывают случаи, когда в памяти всплывает старый грех и душа лишается покоя. Причины могут быть разные – и искушение (прилог) от диавола, и новый взгляд на свою прошлую жизнь. Ведь иногда последствия греха очень глубоки. Если грех вспомнился и терзает душу, то лучше исповедовать его на Исповеди.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 102
Здраствуйте, Батюшка Андрей!
Спасибо Вам за Ваш сайт благодаря которому мы имеем возможность получить ответы на волнующие нас вопросы. Скажите, если я не соблюдала Великий пост, а полностью соблюду Страстную седмицу, могу ли я исповедатся и причастится (если Господь даст, все будет хорошо). Спаси Господи!
Татьяна
16 апреля 2011 г.
Ответ >>>
В зависимости от причин по которым Вы не соблюдали пост, священник к которому Вы подойдете на исповедь, рассудит, возможно Вам причаститься или нет. По-любому на исповедь Вам надо подготовиться. И, по-любому, очень хорошо, что Вы поститесь Страстную Седмицу. Любой труд, любая жертва человека не остаются тщетными.
Причащаться же готовьтесь по рассуждению и благословению священника, просто в духовной жизни не бывает автоматизма. Бывает человек и весь пост соблюдает, а покаяния нет. А бывает… как у разбойника Благоразумного.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 101
Мы верим, что Господь воплотился как Богочеловек, то есть вобрал в себя нашу человеческую сущность. Ему были свойственны эмоции (скорбь, слезы, гнев). А было ли у Господа чувство юмора? По-моему, было, ибо только человек с чувством юмора мог сказать: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие»
Gregoire
15 апреля 2011 г.
Ответ >>>
Правильнее сказать – Христос сочетал в Себе человеческую сущность и Сущность Божественную. Мы Исповедуем Христа «в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого» (Халкидонский орос). Говоря о том, что Христос «вобрал в себя нашу человеческую сущность» мы рискуем впасть в монофилитство, утверждавшее, что Божество во Христе оставило во всей полноте человеческие тело и душу, но поглотило человеческую волю.
Веселье, как и чувство юмора, принадлежит к естественным страстям человека. Сами по себе они являются проявлением человеческой природы. И во Христе, безусловно, были. Во Христе веселье, чувство юмора, не превращались в злорадство или грубое смехотворство.
Еще несколько примеров чувства юмора (иронии): «Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лук.5:30-32). Иисус иронизирует и говорит, что раз иудеи считают себя праведниками, то и спасение им не нужно. Тонкий юмор чувствуется в споре о дани кесарю (Мар.12:16-17). Христос говорит: «Кто изображен?», отвечают: «кесарь». «Ну, так и отдайте кесарю кесарево». Над обличителями блудницы Христос тоже иронизирует: «восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?» (Иоан.8:10). Мол: «столько было обвинителей, куда ж они все разбежались?». Таких случаев тонкой иронии, чувства юмора в Евангелии много. Но все они, как мы видим, лишены грубого смехотворства и направлены на врачевание грехов людей.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 100
Владел ли грамотой, то есть умел ли писать и читать, Господь наш Иисус Христос?
Gregoire
16 апреля 2011 г.
Ответ >>>
В христианстве Христос это не философ или учитель, основавший религию. Для нас важна сама Личность Богочеловека. В Христе Божество сочеталось с человечеством для того, чтобы обожествить человечество. Для нас важным является лишь то, что Христос во всем был подобен нам, за исключением греха. Важно понимание того, что Христос, подобно нам, обладал естественными страстями и естественными способностями. Естественные страсти – это жажда, голод, радость, печаль, гнев и т.д. В отличие от нас, во Христе естественные страсти не порождали противоестественные – чревоугодие, тщеславие, осуждение и др. Естественные способности – это умение ходить, разговаривать и т.д. Для нас важно наличие во Христе самих способностей, так как они подтверждают присутствие во Христе человеческого естества. Но для нас совершенно не важна форма реализации Христом этих способностей. Т.е. нам не важно как быстро ходил или бегал Христос, какой высоты был у него голос. Поэтому Священное Писание, как правило, умалчивает о форме реализации Христом естественных способностей. Христос не писал книг Священного Писания по той причине, что являясь Богом в Себе Самом Он явил нам Откровение (2Тим.1:8-10). О способности Христа писать мы имеем свидетельство в Евангелии от Иоанна (Иоан.8:6). Толкователи этого Евангельского события считают, что Христос писал на земле грехи иудеев. «Что же Господь писал на пыли? Евангелист промолчал об этом и не записал. Это было слишком отвратительно и гнусно, чтобы быть записанным в Книге Радости. Но осталось это в Предании, и это было страшно. Господь писал нечто неожиданное и поразительное для старейшин, обвинителей жены-грешницы. Он перстом по земле открывал их тайные беззакония. Ибо эти ловцы чужих грехов были искусны в сокрытии собственных грехов. Но напрасно скрывать что-нибудь от очей Всевидящего» (Святитель Николай Сербский. Что Христос писал на земле?). Про то, что Христос умел читать, у нас есть тоже четкое свидетельство Писания (Лук.4:16).
Но, повторюсь, для нас важна не форма реализации Христом естественных способностей, а само их присутствие.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 99
Здравствуйте, честные отцы, братья и сестры!
Смущает один вопрос.
Григорий Нисский говорил еще в 4 веке, расстроенный поведением паломников: «Перемена мест не приближает к нам Бога».
А в Евангелии есть такие слова:
«Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в ДУХЕ и ИСТИНЕ, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоанн.4, 20-24).
А вопрос в том, что зачем нужно паломничество в свете вышесказанного?
Вот показывают камень, затертый до блеска, и выдают его за ТОТ САМЫЙ камень, на котором сидел Христос. А вот ТО САМОЕ место, откуда Он вознесся. А вот ТО САМОЕ место, где стояла Богородица.
Да откуда известно, что это именно ТО САМОЕ место, и так ли уж важно для православной веры поклонение ТЕМ САМЫМ камням. Ведь Апостолы не покланялись Гробу Господа, ни один из них не призывал к паломничеству. Для них куда важнее было ВОСКРЕСЕНИЕ Господа и Благая Весть!
Не превращаемся ли мы в идолопоклонников? Только прошу не путать мой вопрос с иконоборчеством. Икона – это ОБРАЗ ПЕРВООБРАЗА. А блестящий от поцелуев камень – это далеко не образ нашего Господа, да простит мне Всемилостивейший мою дерзость.
Gregoire
15 апреля 2011 г.
Ответ >>>
Святитель Григорий высказывался не против святых мест как таковых, а, как Вы правильно заметили, «расстроенный поведением паломников» врачевал грех людей, который заключался в непотребном использовании поездок по святым местам. К сожалению и сейчас, даже у людей церковных, встречается искаженное отношение к поездкам по святым местам. Искажение выражается в поездках от любопытства, в «коллекционировании» поездок (кто куда больше раз съездил), в поводе собраться некоей «компанией» и осуществить поездку как некий духовный «пикник». В таких случаях актуальны сейчас и будут актуальны всегда слова свт. Григория.
Что же такое паломническая поездка? Это разновидность молитвы, разновидность богообщения. Паломническая поездка не необходимое условие принадлежности христианина Православной Церкви, а лишь одна из форм выражения благоговения, богопочитания. «Как свободно-разумное существо, Бог личностно присутствует в каждой частице мира. Но, будучи существом свободным, Бог волен по-разному проявлять Себя в разных частях мира. Этим обусловлено существование мест особого Божественного присутствия, в которых присутствие Божие переживается человеком в большей степени. Согласно Священному Писанию, такими местами являются:
— небеса (Пс. 113, 24);
— храм (3 Цар. 9, 3);
— человек, который может стать, по выражению апостола, храмом Божиим (2 Кор. 6, 16).
Могут быть и другие места особого присутствия Божия, так называемые "святые места".
Самый способ присутствия Божия в мире недоступен нашему пониманию. Свт. Иоанн Златоуст говорит: "Что Бог везде присутствует, мы знаем, но как — не постигаем: потому что нам известно только присутствие "чувственное" и не дано разуметь вполне естества Божия"» (Иерей Олег Давыденков. Катихизис). Паломничество с целью вырваться из земной суеты и, посетив места особого присутствия Божия, укрепить свою веру или воздать хвалу Богу вполне оправдано. Мы помним, что Святое Семейство путешествовало в Иерусалим на праздники (Лук.2:41), Христос посещал Иерусалимский Храм. Апостолы старались на праздники собраться в Иерусалиме (Деян.18:21).
О том, что Господь может даровать сугубую благодать, через вещественные предметы, свидетельствует факт исцеления перед чудотворными иконами. Молиться можно и должно везде. Но присутствие нас возле святыни – места особого посещения Божия рождает в нас особые внутренние чувства, открывающие доступ спасительной Божественной благодати к нашей душе. Это утверждение подтверждает Священное Писание, рассказывая о том, что кровоточивая исцелилась, прикоснувшись к одежде Христа (Матф.9:20-22), «ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею» (Матф.9:21). Тень апостола Петра исцеляла больных и бесноватых (Деян.5:14-16). Ясно, что не сама по себе тень исцеляла, а подкрепленная присутствием ученика Христова, вера (Деян.5:14).
Приведенный Вами Евангельский фрагмент, в отрыве от контекста повествования, часто используется для утверждения, что вообще неважно где человек будет молиться. Протестанты даже отрицают необходимость постройки храмов. Из контекста всей беседы Христа с Самарянкой (Иоан.4:5-29) становится очевидным, что на самом деле главная мысль Христа не о месте и форме совершения богослужения. В Ветхозаветные времена таким местом была Скиния Завета (в последствии Иерусалимский Храм), как место особого присутствия Божия. Единственность места определялась необходимостью сохранять единобожие у народа. Основная мысль Христа в беседе с самарянкой – указать на близость заключения Нового Завета, в котором будут участвовать уже не только иудеи, но и все люди, следующие за Мессией Христом – источником живой воды. «Посему и Христос, видя ее понятливость, хотя и не разрешает сего недоумения ее (ибо оно не имело особенной важности) (прим.: недоумения о месте поклонения), но открывает другую, более важную, истину, которую Он не открывал ни Никодиму, ни Нафанаилу. Наступает, говорит, время, когда Богу будут поклоняться ни в Иерусалиме, ни здесь. Ты, говорит, стараешься доказать, что обычаи самарянские достойнее обычаев иудейских. А Я тебе говорю, что ни те, ни другие не имеют достоинства, но наступит другой некоторый порядок, который лучше обоих сих... перемена произойдет не в месте только, но и в способе служения, и перемена сия очень близка и настала уже... Истинными поклонниками называет тех, которые живут по Его закону, которые не ограничивают Бога местом, как самаряне, или не чтут Его служением телесным, как иудеи, но кланяются в духе и истине, то есть душою, чистотою ума... будут совершать служение не образное, тенистое и указывающее собою на будущее, как иудеи, но служение истинное и не имеющее никаких теней. Ибо таких поклонников ищет Себе Бог: как Дух - духовных, как Истина – истинных» (блж. Феофилакт Болгарский).
В идолопоклонников мы превращаемся, когда считаем что именно камень является источником благодати.
О некоторых местах действительно известно, что «это то место». Известно из указаний как Св. Писания, так и внешних исторических источников. О некоторых местах говорит лишь Предание. Но это не умаляет достоинства мест, если в них особым образом действует Благодать Божия. Некоторые места вызывают сомнения и тогда Церковь об этом говорит официально и не пытается косвенно доказать обратное через сплетни и слухи.
Нам, как и апостолам, дорого и Воскресение Христа и Благая Весть. И как благодатный дар Воскресения нам вместе с апостолами дорога «Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.20:28). Церковь как Тело Христа (Кол.1:24), пребывающего с нами «до скончания века» (Матф.28:20). Церковь верная хранительница Божественного Откровения запечатленного в Священном Писании (2Тим.3:16) и Священном Предании (2Фесс.2:15).
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 98
Добрый день, отец Андрей!
Мой вопрос схож с вопросом № 77. Но в нем речь идет о неоязычниках. Можно ли попросить Вас уточнить: Можно ли подавать записки на Евхаристии за протестантов, когда-то крещенных в Православной церкви, но позже принявших и «протестантское крещение»? Или за них можно подавать лишь прошения, как о заблудших? Спасибо за ответ.
Ирина
14 апреля 2011 г.
Ответ >>>
Прошения о заблудших, подаваемые на Литургию, это же и записки для поминовения на Проскомидии. Все, кто был крещен в Православной Церкви, продолжают оставаться православными христианами, не зависимо от выбранного образа жизни. Наша уверенность в этом выражена в Символе Веры: «Верую… во едино крещение во оставление грехов». Верой во «едино крещение» мы выражаем уверенность не только в количественном повторении Таинства Крещения – оно должно быть одно. Мы так же выражаем уверенность и в единственности истинного Крещения. На этом основании мы утверждаем, что обряд Крещения в протестантских деноминациях всего лишь обряд посвящения и не является Таинством духовного рождения человека, изменяющим греховную природу человека, унаследованную от Адама. Кстати, сами протестанты согласны с нами в том, что их крещение не является Таинством изменения природы человека (т.е. по сути и не Таинство). «Согласно классической протестантской мысли, крещение следует понимать как испытание обращения в веру, которое приводит к максимальному единению своих устремлений с целями Самого Господа. Крещение рассматривается как неотъемлемое условие для обретения жизни вечной со Христом и полноценной жизни христианина-протестанта в жизни церкви, но не рассматривается как обязательное условие спасения души» (Википедия).
Люди, выбравшие после Крещения образ жизни вне Христовой Церкви (в том числе и протестанты) вызывают жалость и, как следствие, наши молитвы о них. В том числе и молитвы на Евхаристии.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Задать вопрос