Вопрос священнику
Вопрос 137
Здравствуйте, отче!
Русская православная церковь - это иерархическая структура, которая по определению предполагает строгое подчинение нижестоящих служетелей вышестоящим.
Однако в интернете ходит много рассуждений всяких сектантов и раскольников, что иереи господствующей Церкви не выполняют указания своего Патриарха и в РПЦ почти анархия.
Особенно много измышлений по поводу указания Патрирха Алексия Второго крестить троекратным погружением.
Не секрет, что почти в 75 процентах случаев крестят вопреки повелению Патриарха Алексия Второго, а именно- обливанием или окроплением (больные новорожденные и немощные взрослые не в счет - это исключительный случай).
Однако насколько обязательны к исполнению указания Патриарха своим архиереям? Ведь Патриарх - такой же архиерей, только предстоящий?
Какие указания Патриарха обязательны к исполнению, какие имеют лишь рекомендательный характер (теологумен)?
Почему не слышно о прещениях, если нарушена иерархическая подчиненность?
Спаси Господи!
Gregoire
13 августа 2011 г.
Ответ >>>
РПЦ это одна из Поместных Церквей общей Церкови Христовой, предполагающая спасение верных в Таинствах, действительных при совершении их законнорукоположенным духовенством и действенных при симфонии Благодати Св. Духа и человеческой воли, согласной Воле Божественной.
Ваша формулировка РПЦ более подходит воинским формированиям.
Безусловно, управление Церковью иерархично и предполагает подчинение нижестоящих клириков вышестоящим. Но это подчинение основано на том, что все священнослужители являются служителями, а не наемниками и понимают, что главой церковной иерархии является Единый Пастыреначальник (1Пет.5:4) – Христос. Большая часть духовенства и мирян Православной Церкви понимает, что непослушание приносит вред не Церкви, не духовенству, а самому ослушнику. Своим непослушанием он наказывает сам себя. Ответ то давать придется Пастыреначальнику. Поэтому Церковь часто не применяет «репрессивных» мер к виновным, понимая, что от наказания не уйти, если не в этом веке, то в будущем. И всегда с радостью принимает исправившегося, раскаявшегося грешника. Для людей неверующих этот момент церковной дисциплины часто непонятен и они по образу людей плотских века сего требуют немедленной публичной расправы. Думаю, что уподобляться таким людям противно духу Христову.
Серьезно обсуждать все сплетни и слухи, ходящие по Интернету, считаю нецелесообразным. Тем более, сплетни и слухи, распускаемые «всякими сектантами и раскольниками». Сплетни и слухи были всегда. Вспомним суд у Пилата, вспомним клевету на архидиакона Стефана (Деян.6:13), вспомним гонения на христиан за то, что мы пьем кровь младенцев и т.д. «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии» (1Тим.4:7).
То, что на некоторых приходах продолжает осуществляться практика троекратного омовения или троекратного окропления вместо троекратного погружения не секрет. Причины тому разные и совершенно не обязательно кроются в анархических взглядах духовенства по отношению к своему правящему архиерею. Уверен, что многие сельские и городские приходы будут благодарны лично Вам, если лично Вы поможете обустроить им баптистерий. Этим Вы окажете Церкви гораздо большую пользу, чем изучением слухов в Интернете и поможете духовенству выполнить благословение Патриарха.
При оперировании статистическими данными желательно приводить информацию о том, в каких епархиях проводились статистические исследования, кто вошел в статистическую выборку, каким образом и кем проводилось исследование. Пока утверждение о не секрете в почти 75% пополняет коллекцию слухов и сплетен.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 136
Здравствуйте! Мне посоветовали в церкви перед причастием поменять имя на провославное, я выбрала имя мученицы Вевея, так как оно более созвучно с моим и наиболее приближено к дате моего рождения. Не могу найти ни одной иконы, даже в интернете, может ее вообще нет? Подскажите, пожалуйста, где поискать. Спасибо
Виолетта
9 августа 2011 г.
Ответ >>>
Вопрос 135
Отец Андрей, подскажите пожалуйста, нужно ли священнику, который сослужит вечером, но не будет служить Литургию, читать светильничные молитвы на предначинательном псалме и утренние молитвы на шестопсалмии?
Ростислав
1 августа 2011 г.
Ответ >>>
Светильничные молитвы и молитвы на утрене являются частью соответствующих богослужений и не являются особой частью богослужения, предназначенной для готовящихся причащаться. Т.е. читаются так же как и тайная молитва на входе на вечерне и тайные молитвы главопреклонения на просительных ектениях. Например, схиархимандрит Иоанн (Маслов) в своей книге «Недоуменные вопросы пастырской практики» пишет: «что светильничные молитвы должны иметь связь не с псалмом 103-м, а с ектенией, видно из того, что на Литургии Преждеосвященных Даров три первые молитвы из числа светильничных явно имеют связь с тремя малыми ектениями и их возгласами». Т.е. объединяет молитвы с другими неизменяемыми частями богослужения.
Таким образом, чтение светильничных молитв и молитв на утрене является неотъемлемой частью соответствующих богослужений.
В настоящее время распространена приходская практика, согласно которой, священнослужители, не совершающие утром литургию, не читают светильничных молитв и молитв на утрене. Но, думаю, это расхождение с древней церковной практикой. Ведь, светильничные молитвы как часть богослужения древнее, чем, к примеру, предначинательный 103 псалом. Тексты молитв до нас в первоначальном виде не дошли, но их чтение священнослужителем было обязательно.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 134
Добрый день! Отче, напишите пожалуйста какую лучше читать про себя молитву, когда хочешь осудить кого-либо. И у меня еще такой вопрос: я нашу серебряный крестик, он как положенно освященный, но в последнее время у меня появилось желание преобрести деревянный. Может ли у христианина быть два и более нательных крестика? Храни вас Господи!
Татьяна
19 июля 2011 г.
Ответ >>>
Любая молитва есть богообщение и Господь по любой молитве помогает преодолеть помыслы. Просто некоторые молитвы запоминаются легче, другие более содержательные. Если Вы куда-то идете или что-то делаете, то можете читать Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную». Если у Вас есть свободное время, то внимательное чтение Псалтири помогает избавиться от греховных помыслов, в том числе осуждения.
Два нательных крестика носить не следует. Нательный крестик это образ одного единственного креста Христового. К тому же Господь сказал: «возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матф.16:24). В знак нашей готовности нести за Господом с верой и терпением наш единственный жизненный крест, в знак нашей готовности распять «плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24) мы носим один нательный крест.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 133
Мир вам! Отец Андрей, как вы думаете, стоит ли искать своих биологических родителей, после удочерения. Зла на них я не держу, ведь все в жизни бывает. Даже если я и была не желанным ребенком, они же не совершили смертный грех и не сделали аборт. Спасибо Вам за ваш сайт, много чего полезного для себя узнала.
Спаси Господи!
Татьяна
16 июля 2011 г.
Ответ >>>
Спасибо большое, Татьяна, за отзыв!
Думаю, что поискать родителей можно. Если встреча получится, может быть, она послужит к вашей взаимной духовной пользе. По-любому, с биологическими родителями связана Ваша душа своим появлением, в этом тоже был особый промысел Божий.
Попробуйте поискать. Помоги Вам Господи!
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 132
Здравствуйте, отче!
В храмах при подаче записок на поминовение за здравие или за упокой обязательно спросят, крещеный ли человек. А какое это имеет значение?
...
Gregoire
15 июля 2011 г.
Ответ >>>
Весь вопрос не привожу, так как он больше напоминает демагогию в размере одной машинописной страницы о бессмысленности Таинства Крещения.
Основная Ваша ошибка в том, что Таинство Крещения вы сводите к некоему обряду посвящения. На самом деле в Таинстве Крещения, как и в любом другом, происходит преображение души человека. Это преображение носит не символический характер, а онтологический. Происходит не только и не столько нравственное изменение человека, сколько изменение его природы, естества. В Таинстве Крещение умирает ветхий Адам, неспособный войти в Царство Небесное, тот самый который осужден. «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан.3:5). Рождается же Адам новый. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.3:27).
Человек некрещеный не может быть членом Церкви Христовой, хотя бы в силу того, что он еще не родился духовно. Нельзя же сделать детский сад для младенцев, находящихся в утробе матерей! Так и Тело Христово – Церковь объединяет тех, кто родился таинственно водою и Духом. «Быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (Кол.2:12). Дети бывают разные – послушные и не очень. Но их уже можно собрать в детский сад и воспитывать. Вот и Церковь для нас такой «детский сад» под руководством единого Пастыреначальника – Христа. Мы тоже бываем непослушны, капризны и т.д. Но, родившись в Таинстве Крещения, мы можем надеяться на то, что, слушаясь Пастереначальника, мы получим хорошее воспитание и достойную награду.
Насильно заталкивать в Церковь тех, кто ей не принадлежит глупо и бессмысленно.
Поэтому Евхаристическое поминовение совершается только тех людей, кто является частью Тела Христова. Евхаристическая Кровь Христа эта та же самая Голгофская кровь крещения (Матф.20:23).
Иерей Андрей Кудрявцев
P.S. Постарайтесь формулировать вопросы лаконичней. При желании дискутировать, можно воспользоваться форумом.
Скрыть ответ
Вопрос 131
Мир вам! Отец Андрей, меня удочерили когда мне было 10 лет. Отношение складывались не очень, хотелось простой родительской любви, но при каждом непослушании я слышала: "зачем я тебя взяла, не будешь слушаться, отдам обратно". Было обидно :( Потом лет в 14 обижала родителей я: сбегала из дома, начала курить и даже выпивать. Вышла рано замуж и ничего хорошего. Только дети меня радуют, Слава Богу! Я их очень люблю! Недавно я попросила у мамы прощение и сказала ей, что очень благодарна ей за все, особенно за то, что она привела меня в храм. Она в ответ на это сказала, что жалеет, что меня удочерила. Опять обидно :"( Ну как же так, она человек верующий, а прощать и любить не умеет? Или я впадаю в грех осуждения? Храни вас Господи!
Татьяна
15 июля 2011 г.
Ответ >>>
Осуждение это когда человек ставит некий штамп на другом человеке. Например, в Вашем случае, если вы решите для себя, что Ваши родители жестокие, то осудите. Если, не смотря ни на что, сохраните к ним любовь и решите, что они все-таки добрые, но допустили жестокость по каким-то причинам, то это будет не осуждение, а обличение греха и урок Вам как не следует поступать Вам с Вашими детьми.
Безусловно, понятна Ваша реакция на слова родителей – обида. В своих словах они неправы. Ребенок родной или приемный – дар Бога. И сожалеть о том, что дал Господь грех.
Но Вам всегда необходимо помнить, что Господь промышляет о каждом человеке и желает каждому спасения потому, что каждый из нас есть Его образ. И Ваши родители тоже. Поэтому, обличай в человеке грех, который искажает образ Божий, мы должны по-прежнему продолжать любить человека, носителя образа Божия.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 130
Здравствуйте о.Андрей!
Мой вопрос касается вашего раздела "Сведения о церквах и религиях". В нем достаточно неточночтей, но больше всего меня возмутила статья о РПЦ, в особенности, о советском периоде и конкретно о патр. Сергии Страгородском. Чего стоит хотя-бы вот эта цитата:"Большевики не оставляли усилий, чтобы заполучить верного союзника из числа представителей высшей церковной иерархии. И вот, наконец, такой нашелся. Занявший должность заместителя Патриаршего Местоблюстителя митроп. Сергий (Страгородский), получив титул патриарха Российской Православной Церкви, в 1927 г., издал Декларацию, в которой продекларировал капитуляцию перед сталинским режимом. Так возник сергианский раскол". Мне кажется, что это, мягко говоря, очень вольный пересказ событий того периода. У меня нет возможности распространяться по этому поводу (т.к. тема довольно обширная), но вспомните, что почивший патриарх Алексий Второй, слова которого вы приводите на ознакомительной странице вашего сайта, называл Сергия "ПРЕДСТОЯТЕЛЕМ ЦЕРКВИ МУЧЕНИКОВ", что как вы понимаете, что далеко не соответствует тому образу, который вырисовывается в отмеченной мною статье. Надеюсь на ваш ответ, который разрешит данное недоразумение...
Заранее Спасибо!
Владимир
14 июля 2011 г.
Ответ >>>
Действительно со справочным пособием «Сведения о церквах и религиях» возникло недоразумение. Спасибо Вам, Владимир, за замечание. Пособие было прислано мне для размещения. К сожалению, я вычитал его только частично.
Явную хулу на РПЦ из пособия я удалил и сделал в начале статьи соотв. комментарий.
Если Вы найдете еще подобные «перлы» в этом пособии или в других материалах сайта, сообщайте, пожалуйста, сразу по электронной почте на адрес администратора сайта (он есть внизу всех страниц). Материалов для размещения на сайте много, а с критическим анализом текстов я сам не справляюсь. Надеюсь на сотрудничество. Спасибо!
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 129
Здравствуйте, отче!
Как относится Московская Патриархия к НЕсинодальным современным переводам Библии на русский язык, которые подготовлены и изданы Российским Библейским обществом?
Спаси Вас Господи!
Gregoire
1 июля 2011 г.
Ответ >>>
Скорее всего, Вас интересовал вопрос отношения к несинодальным переводам Св. Писания Московского Патриархата, а не Московской Патриархии. «Московская Патриархия является учреждением Русской Православной Церкви, объединяющим структуры, непосредственно руководимые Патриархом Московским и всея Руси» (Устав РПЦ, глава VI, п.1). В то время, как «Московский Патриархат» – другое официальное наименование Русской Православной Церкви (Устав РПЦ, глава I, п.2).
Каким образом Русская Православная Церковь относится к несинодальным переводам Св. Писания Она выразила в соборном документе «Проект документа «Отношение Церкви к существующим разнообразным переводам библейских книг»».
16 декабря 2010 года президиум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви постановил после Архиерейского Собора (2-4 февраля 2011 года) разослать в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также опубликовать с целью проведения общественной дискуссии документ «Отношение Церкви к существующим разнообразным переводам библейских книг». Проект подготовлен комиссией Присутствия по вопросам богословия. На портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия всем желающим предоставляется возможность оставлять свои комментарии.
Текст проекта документа на официальном сайте Московского Патриархата.
В указанном документе есть мнение Патриархата и о последнем переводе Библии на русский язык, который Российское Библейское Общество осуществило в 1996 - 2010 гг. трудами М. Г. Селезнева, а также В. Ю. Вдовикова, А. Э. Графова, А. С. Десницкого, Л. Е. Когана, Л. В. Маневича, Е. Б. Рашковского, Е. Б. Смагиной, С. В. Тищенко, Я. Д. Эйделькинда. Перевод Нового Завета в новом издании выполнен В. Н. Кузнецовой при участии научно-редакционной комиссии. В соборном документе указаны как положительные стороны рассматриваемого перевода, так и звучит критика, особенно в отношении перевода Кузнецовой.
«Само собой разумеется, что работа по созданию текста, претендующего на общецерковную значимость, возможна только под эгидой Священноначалия Русской Православной Церкви и предполагает общецерковную апробацию подготавливаемых текстов» (из текста Проекта).
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Вопрос 128
Здравствуйте, отче!
В библиотеке Вашего сайта есть некоторые апокрифы: "Пастырь" Гермы, Протоевангелие от Иакова, Евангелие от Никодима.
Не кажется ли Вам, что необходим какой-нибудь богословский комментарий к этим сомнительным, на мой взгляд, произведениям? Хорошо бы еще узнать и Ваше мнение – Вы верите им или нет? Насколько они достоверны по происхождению и времени написания?
Судите сами.
Встречается в «Пастыре» вот такая мысль: «Но скажешь: вот приходит великое гонение. Если тебе так кажется, ТО ОПЯТЬ ОТРЕКИСЬ (прим. – выделено мной). Господь близок к обращающимся, как написали в книгах Гелдат и Модат, которые в пустыне пророчествовали народу.»
Я уж не говорю о Евангелии от Никодима, где Анна и Каиафа представлены совсем заблудшими агнецами. Ну, случайно получилось, что распяли Христа. Ну, не смогли узнать в Нем Спасителя, с кем не бывает. А Пилат – это вообще добрый историк-энтузиаст. Там же встречаются описания сошествия во ад Христа. И все бы ничего, но Он там рукой совершает крестное знамение (не путать с благословением).
Короче говоря, пока имеется комментарий лишь к «Пастырю» Гермы Свенцицкой И. С., которая никак не представлена ни по званию, ни по образованию, ни по авторитетности мнения в научной среде.
Единственная польза от этих апокрифов – это то, что можно еще более утвердиться в истинности канонических Евангелий.
Но в этом можно убедиться лишь тем, кто хоть немного знаком с Новым Заветом в каноническом синодальном переводе.
Поясните, пожалуйста, отче.
Спаси Вас Господи!
Gregoire
1 июля 2011 г.
Ответ >>>
Относительно апокрифических книг, находящихся в библиотеке моего сайта, православными богословами написано превеликое множество критической литературы. Мое мнение целиком совпадает с общим мнением Церкви как относительно времени их появления и авторства, так и относительно их духовной пользы. В ответе нет возможности дать развернутый пересказ всей православной критики рассматриваемых произведений. Ее Вы без труда найдете в библиотеках и Интернете.
В библиотеке на сайте, как Вы заметили, эти произведения находятся в разделе «Апокрифы», этого вполне достаточно для того, чтобы понять, что это не книги Святоотеческого наследия. Тем не менее, из всего множества известных апокрифических книг в моей библиотеке находятся те, за которыми Православная Церковь признает определенный авторитет или исторический, или нравоучительный, или другой.
То, во что я верю, можно без труда узнать, прочитав Никео-Цареградский Символ веры.
Иерей Андрей Кудрявцев
Скрыть ответ
Задать вопрос